Поэтика Вознесенского и Евтушенко

А. А. Вознесенский (р. 1933). Один из ранних поэтических сборников Андрея Андреевича Вознесенского назывался “Ахиллесово сердце” (1966). На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т.е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце остро реагирует на жестокость и несправедливость, обиды и оскорбления, откликается на все горести и боли.

Вознесенский - поэт второй половины XX в. Это ясно из его стихов. Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским, “Я в Шушенском” и “Когда написал он Вяземскому” - такая свобода перемещения во времени и пространстве характерна именно для нашего современника.

Время “стрессов и страстей” - и в его языке, и в его стихе. Прежде всего, Вознесенский - поэт острой и напряженной мысли. Вместе с тем профессиональное знание архитектуры и живописи способствовало его интересу к поэтической форме. Отсюда - стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи:

Прославленная тень!
О чем кричит надсадно
пластинка - как мишень,
пробитая в “десятку”?

Читать Вознесенского - искусство. Простое разгадывание метафор поэта не даст желаемого результата. Надо принять как свою его боль за человека, его ненависть к подлости, мещанству, пошлости, его гневное предостережение о возможности духовной Хиросимы. Но Вознесенский не только негодует и ненавидит - он провозглашает и утверждает: “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

Что еще для него необыкновенно важно?
Россия, любимая,
с этим не шутят.
Все боли твои - меня болью пронзили.
Россия,
я - твой капиллярный
сосудик,
Мне больно, когда -
тебе больно, Россия.

Чувство глубокого сострадания, желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения “Из ташкентского репортажа”, написанного как отклик на известное землетрясение 1966 г. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся ни странными, ни парадоксальными.

Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного, самоотверженного, цельного.

Он - автор поэтических сборников “Треугольная груша” (1962), “Антимиры” (1964), “Тень звука” (1970), “Дубовый лист виолончельный” (1975), “Витражных дел мастер” (1976), “Ров” (1987), “Аксиома самоиска” (1990) и др.

Вознесенский - создатель жанра видеом, возникшего на стыке поэзии и живописи.

Е. А. Евтушенко (р. 1933). Евгений Александрович Евтушенко - поэт-публицист. Острые политические, социальные, нравственные проблемы и ситуации сегодняшнего дня - всегда в центре его внимания:

Моя поэзия,
как Золушка,
забыв про самое свое,
стирает каждый день,
чуть зорюшка,
эпохи грязное белье.

В поле зрения Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене, - весь пестрый калейдоскоп шумной, суетной и трагической жизни XX в. Но поэт всегда предельно конкретен. Он, как правило, идет от живописной, запоминающейся, броской детали, от яркого слухового, зрительного, даже осязаемого образа:

Проклятье века - это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.

Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. Оригинальна рифма поэта, чаще всего корневая: “Скрябина - скрягою”.

Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Подчас вызывала недоумение его общественная позиция: от стихов демократического звучания он, случалось, переходил к выступлениям конформистского содержания.

Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма “Братская ГЭС” (1965), с ее глубоко гуманистической мыслью: “Еще не все - технический прогресс. | Ты не забудь великого завета: | “Светить всегда!” Не будет в душах света, | нам не помогут никакие ГЭС”.

Евтушенко - автор поэтических сборников “Шоссе энтузиастов” (1956), “Нежность” (1962), “Катер связи” (1966), “Идут белые снеги” (1969) и др.

В 1970 - 1980-е годы в творчестве поэта обнаружилась склонность к крупным жанрам: к поэмам “Мама и нейтронная бомба” (1982), “Фуку” (1985), роману “Ягодные места” (1982) и т.п. Евтушенко характеризуют многосторонность и разнообразие интересов. Он известен как мастер художественной фотографии, как киноактер и кинорежиссер, как критик.

В особую заслугу Евтушенко следует поставить создание уникальной антологии русской поэзии


Солженицын «Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР[1]. По авторскому определению — рассказ, но при публикации в журнале «Новый мир» по решению редакции назван «для весомости» повестью[2]:578.

Рассказывается об одном дне из жизни советского заключённого, русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова:

Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё[2]:574.

Анна Андреевна Ахматова, прочитав «Один день Ивана Денисовича», сказала Лидии Корнеевне Чуковской:

Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: