Интервью. Виды интервью

Интервью — специализированный вид исследовательского общения одного человека (исследователя, который задает вопросы) с другим (респондентом, который согласился на них отвечать), применяемый как метод сбора эмпирических материалов. В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.

Достоинства интервью:

· возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;

· повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;

· возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);

· повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;

· усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;

· снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом.

Недостатки интервью:

· требует больших материальных и временных затрат;

· высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;

· высокая трудоемкость;

· требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.

Процедура интервью предполагает проведение следующих операций:

а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью);

б) определение места и времени проведения интервью;

в) запись ответов и оформление материалов.

Часто в практике возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служить компетентные лица — эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Опрос и выявление суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт-опросом, а сами суждения — экспертной оценкой.

Интервью проводится в виде беседы организатора экспертизы с экспертом по специально разработанной программе, причем в достаточно свободной форме (задавая основные вопросы в единой формулировке, можно сопровождать их дополнительными, пояснениями и т.д.). Этот метод требует от эксперта умения быстро давать квалифицированные ответы. Поэтому интервью дает хорошие результаты только в случаях привлечения экспертов очень высокого уровня.

Виды

1) Метод получения информации — биографическое интервью, которое представляет собой повествование о жизни как о своего рода «сценическом представлении». Внимание исследователя направлено на сам способ построения рассказа о жизни, последовательность «конструирования» биографии для выявления социальной идентификации респондента. Эти исследования часто используются при изучении гендерных проблем: они позволяют глубоко изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. Некоторая совокупность биографических повествований может дать возможность для реконструкции коллективного опыта «проживания» определенных социальных ситуаций, для построения типологии жизненных стратегий в сходных ситуациях.

Источник информации — совокупность биографических интервью, а также официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, материалы исследований общественного мнения, относящиеся к контексту данной исторической ситуации.

2) Метод фокус-групп представляет собой фокусированное интервью, реализуемое в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации, возникающей у них в связи с восприятием самых различных, но вполне определенных явлений: конкретных товаров, услуг, другой информации и т.п. Полученные сведения позволяют получить представление о субъективных значениях респондентов, возможной мотивации их поведения. Фокусированность означает, что данный тип интервью ограничен очень малым числом обсуждаемых проблем.

Иногда используются телефонные или уличные экспресс-интервью, из результатов которых и определяется, обладают ли респонденты необходимыми качествами. Часто при рекрутировании группы используется принцип «снежного кома». Он заключается в том, что члены группы с необходимыми характеристиками рекрутируются в соответствии с рекомендациями участников уже работающей фокус-группы.

Как уже отмечалось, модератор может использовать разные стили интервьюирования, которые зависят от личностных особенностей модератора, социальных и психологических особенностей респондентов и от исследуемой темы. Одним из важных параметров стиля интервьюирования является его директивность.

Директивный подход обычно позволяет охватить больше тем или более детально охватить специфические темы. Недирективный подход создает больше возможностей для группового взаимодействия и раскрытия.

Стиль интервьюирования может также изменяться в зависимости от использования вспомогательных средств обсуждения. Некоторые группы ограничиваются простым задаванием вопросов. Обсуждение в других группах дополняется демонстрацией каких-либо образцов. Кроме того, модератор может использовать вспомогательные методики. В фокус-группах часто используются следующие методики: свободные и направленные ассоциации; завершение предложений; завершение рисунка; аналогия; персонализация; психологический рисунок; ролевая игра; рассказывание истории; лепка; коллаж и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: