Типология интервью

Наиболее распространенным основанием классификации является степень стандартизации и формализованности интервью. Под стандартизацией понимают определенные требования к ситуации и процедуре интервью (общий план беседы, конструкция вопроса, возможные варианты ответов), а под формализацией понимается определение внешнего вида инструментария, формулировка вопросов. Часто используется также термин «структурированное интервью». Под структурированностью понимают установление устойчивых связей между элементами интервью, установление между ними стилевого соответствия, упорядочивание их.

Различают свободное интервью, фокусированное интервью, формализованное интервью с открытыми вопросами и с закрытыми вопросами, стандартизированное интервью.

1. Свободное интервью наиболее часто применяется в психиатрии, но в последнее время используется также и социальными психологами, например при исследовании психологии потребления. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение психолога. Таким образом, свободное интервью минимально формализовано. Данные свободного интервью с большим трудом поддаются математической обработке, возможна обработка при помощи традиционных методов анализа текстов.

П р и м е н е н и е. Чаще всего используется при опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования перед проведением основного опроса, с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников. С помощью свободного интервью возможно получить уникальную индивидуальную информацию, выявить субъективное отношение к чему-либо, также свободное интервью служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем для последующего анализа. При массовых опросах не применяется.

Разновидностью свободного интервью является глубинное интервью (клиническое, интенсивное), в котором кроме общей темы беседы, задается определенный круг вопросов. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировки вопросов определяются интервьюером.

П р и м е н е н и е. Глубинное интервью применяют для зондажа общественного мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. Этот тип интервью уместен в ситуациях, когда требуется всесторонне раскрыть позиции, поведение, мотивацию или потребности респондентов. Эта форма работы обеспечивает больше подробностей (личные предпочтения, характерные черты, оттенки различий). Глубинные интервью уместнее, когда предмет интервью будет рассматриваться респондентами, скорее всего, как конфиденциальнатема (предпринимательское поведение, семейные отношения), остроэмоциональная тема (сексуальное поведение, организационные конфликты).

Кроме того, данный метод применяется в ситуациях,

- при которых давление группы или присутствие посторонних, вероятнее всего заставит респондентов отвечать неискренне;

- если существует необходимость получить подробную картину или поэтапную разбивку сложного поведения или процесса принятия решения;

- в ситуациях, когда требуется длительное время и установление доверительного контакта между интервьюером и респондентом, чтобы понять изучаемые установки и поведение последнего.

Материалы глубинного интервью подвергаются содержательному, качественному анализу и контент-анализу.

Еще одна разновидность свободного интервью – нарративное интервью. Нарративом называют дискретную единицу с четким началом и окончанием, выделяющуюся из основного текста. Нарративное интервью представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без вмешательства со стороны интервьюера, который лишь невербально стимулирует рассказчика.

П р и м е н е н и е. Использование в тех же случаях как и любое другое неформализованное интервью.

2. Фокусированное интервью ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы «фокусируется», направляется на определенный, предварительно выбранный фрагмент действительности. Это может быть художественное произведение, кинофильм, газета. В фокусированном интервью опрашиваемые сначала знакомятся с объектом, который становится предметом обсуждения во время интервью. Фокусированное интервью может быть формализованным и неформализованным. Формализованное фокусированное интервью представляет еще одну степень в формализации процедур методики. Отличительной чертой его является предварительный анализ ситуации, в которую вовлекаются опрашиваемые. Обсуждение проводится «по горячим следам» с группой респондентов, либо по одиночке.

П р и м е н е н и е. Метод используется в том случае, когда потребности в информации требуют глубокого проникновения в установки людей и понимания того, как эти установки и отношения влияют на поведение. Например, при исследовании психологии потребителей, воздействия рекламы, выявлении оптимального имиджа. Этот тип интервью применяют вместо более сложных количественных исследований или когда возникает ощущение, что нужно что-то сделать, провести какие-либо исследования прежде, чем принять решение. Также этот тип интервью используется при опросе экспертов в поисковых предварительных исследованиях.

Например, социальный психолог, использую интервью при приеме на работу, решает следующие задачи:

- уточнение информации о кандидате на должность (опыт, профессиональные достижения, планы и цели);

- проверка гипотез о профессионально-важных деловых и личностных качествах, их соответствие будущей деятельности;

- определение характера ведущей мотивации, определяющей стремление кандидата занять должность;

- сбор информации о специфических навыках и умениях, проявление которых сложно оценить посредством других методов;

- оказание воздействия на поведение кандидата, уточнение и коррекция его представлений и ожиданий.

Формализованное (стандартизированное) интервью может быть фокусированным и нефокусированным. Следует помнить, что часто в учебной литературе термины «формализованное», «стандартизованное» и «структурированное» интервью используются как синонимы.

3. Интервью с открытыми вопросами проводится с применением заранее подготовленного плана. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности и формулировок вопросов, так как риск повлиять на мнение респондента возрастает. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы. Иногда при этом прибегают к помощи стенографии или магнитофонной записи. Этот тип интервью требует больше времени для проведения и обработки. На этапе обработки данных используется контент-анализ.

П р и м е н е н и е. Интервью с открытыми вопросами применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных (пилотажных) исследованиях с целью апробации анкет, опросных материалов, для разработки вариантов ответов на закрытые вопросы.

4. Формализованное (стандартизированное) интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализаванная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Формализованность заключается главным образом в стандартизации плана интервью. Подготовленный опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если все вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов. Поведение интервьюера строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы. Все закрытые вопросы можно разделить на дихотомические и вопросы с множественным выбором. Вопросы с множественным выбором составляются по принципу оценочной шкалы. Однако здесь появляется тенденция избегать выражения наиболее крайних точек зрения, поэтому количество вариантов ответов не должно быть большим. Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ.

П р и м е н е н и е. Дихотомические закрытые вопросы позволяют легко определить мнение респондентов по поводу явлений, требующих безоговорочного одобрения или неодобрения. Дихотомические вопросы наиболее удобны для табулирования и статистической обработки. Закрытые вопросы с множественным выбором позволяют определить мнение респондента более точно, чем закрытые дихотомические вопросы. Классическим его примером интервью такого вида является опрос при переписи населения. В описательных исследованиях удобнее использовать закрытые и полузакрытые вопросы. В социальной психологии обычно практикуют полустандартизированное интервью, которое предполагает наличие в опроснике также открытых вопросов.

Закрытые вопросы Открытые вопросы
- Думаете ли Вы, что можете делать эту работу хорошо? - Почему Вы думаете, что можете делать эту работу хорошо?
Утверждение, перефразирование в вопрос. Подразумевается ответ Да или Нет Раскрытие с помощью слов: КТО? ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КОГДА? ГДЕ? …

Открытые вопросы в интервью часто выглядят более естественными, что благоприятно для атмосферы интервью, с их помощью можно получить более обдуманные ответы, если респондент не забыл важные детали. Считается, что ответ в открытой форме позволяет выявить динамику мнений, оценок, настроений. В ответах на открытые вопросы лучше проявляются особенности обыденного сознания. Поскольку не ясно, на какие стандарты ориентируется опрашиваемый, при интерпретации может произойти смещение акцентов в тексте. Обрабатывать такие данные труднее. Открытые вопросы чаще применяются в интервью, чем в анкете. К открытым вопросам рекомендуется обратиться, если проблема мало изучена для последующей стандартизации на втором этапе работы. Также они могут быть использованы как контрольные вопросы.

Полностью формализованным интервью можно считать такое интервью, в котором стандартизирован весь ход беседы, включая социальное и физическое окружение. В этом случае приведенная классификация дополняется стандартизированным интервью с фиксированными условиями физического окружения, обстановки, места и времени интервью; стандартизированным интервью с фокусированными условиями социального и физического окружения; полностью формализованные интервью (стандартизация физических и социальных условий, а также взаимоотношений в системе «интервьюер – респондент»).

Преимущества стандартизированного интервью:

● полученные данные сравнимы друг с другом;

● большая надежность по сравнению с нестандартизированным интервью;

● с успехом может использоваться даже интервьюером с невысокой квалификацией.

Недостатки стандартизированного интервью: возможность ошибок вследствие неоднозначного понимания слов в вопросах и несколько формальный характер опроса, затрудняющий хороший контакт между участниками интервью, не допускающий дополнительных вопросов.

Выделяют также типы интервью и по иным основаниям: по количеству одновременных участников (групповое и индивидуальное интервью), панельное интервью предполагает несколько интервьюеров и одного собеседника. Такое интервью особенно важно для оценки поведенческих стратегий, стрессоустойчивости субъекта. Основанием типологии может быть и статус опрашиваемого (интервью с должностным лицом, с экспертом, с респондентом, с самим собой); цель исследования (разведывательное, контрольное, основное интервью); число обсуждаемых тем (фокусированное и нефокусированное интервью), способ регистрации ответов (запись в блокноте, опросном листе, на магнитной пленке, с ассистентом или без него). Диагностическое интервью предполагает только сбор информации. При последовательном интервью проводится несколько собеседований для оценки респондента. По месту проведения различают интервью по месту жительства, интервью на рабочем месте, интервью посетителей магазина и т.д. По стилю поведения – «жесткие» и «мягкие» интервью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: