Типы реагирования на болезнь

I. Норманозология- адекватная оценка заболевания.

II. Гипернозология – преувеличение тяжести заболевания

III. Гипонозология - преуменьшение тяжести заболевания

IV. Диснозология – искажение видения заболевания или его отрицание с целью диссимуляции.

V. Анозология – отрицание болезни

Уровни профессионализма.

• Профессионал–это специалист:

• -овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;

• -сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;

• -вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;

• -повышающий престиж своей профессии в обществе.

• 1.Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами профессии.

• 2.Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.

• 3.Суперпрофессионализм. На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества.

• 4.Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом наблюдаются определенные деформации в становлении профессионала: либо человек допускает брак в работе; либо преследует только цели личного преуспевания.

• 5Послепрофессионализм. Это уровень людей пенсионного возраста. Каждый проживает его с разной степенью достоинства.

• R. Havighurst предлагает свое видение этапов проф пути.

• 1.Идентификация с работником (от 5 до 10 лет).

• 2.Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет).

• 3.Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет).

• 4.Становление профессионала (от 25 до 40 лет).

• 5.Работа на благо общества (от 40 до 70 лет).

• 6.Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).

Становление профессионала.

• Становление человека как профессионала опирается на его общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.), в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.), в юношеском возрасте складываются общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.

• Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Психологическое становление профессионала – это динамический процесс, имеющий несколько уровней.

• Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Этот этап начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1–2 года трудовой деятельности.

• Когда молодые медсестры начинают работать, обстановка на работе может вызвать потрясение. Поведение коллег и пациентов не соответствует ожиданию «новичка». Потрясение может привести к состоянию фрустрации, продолжающемуся до тех пор, пока не удастся приспособиться к ситуации. Неспособность адаптироваться может помешать последующему становлению профессионала. Но хороший наставник поможет преодолеть трудности адаптационного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: