double arrow

Порядок принятия и изменения устава муниципального образования

Прежде устав муниципального образования принимался на­селением либо представительным органом местного самоуправ­ления. В соответствии с новым федеральным законодательст­вом устав принимается местным представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избира­тельным правом, менее 100 человек — населением непосредст­венно на сходе граждан. В любом случае речь идет об особом субъекте принятия устава муниципального образования, что от­личает его самым существенным образом от других муници­пальных правовых актов. Долгое время считалось, что принятие устава населением в большей степени обеспечивает реализацию конституционного принципа граждан на самостоятельное ре­шение вопросов местного значения, способствует зарождению у них интереса к нормотворческому процессу' и т. д. Тем не менее в настоящее время законодатель предпочел населению представительный орган муниципального образования. Это тем более странно на общем фоне расширения перечня институтов прямой демократии, последовавшего в новом федеральном законодательстве. Думается, однако, что дело не в ущемлении де­мократии, а в признании факта преимущественного принятия уставов местными думами. Теперь проект устава, а также про­ект муниципального правового акта о внесений изменений И Дополнений в устав подлежит опубликованию с одновремен­ным опубликованием установленного представительным орга­ном местного самоуправления порядка учета предложенийпопроекту, участия граждан в его обсуждении. Данную меру можно воспринимать как средство, компенсирующее удаление гра­ждан с поля, на котором устав принимается.




Впервые федеральное законодательство определяет норму голосования депутатов представительного органа при принятии устава, внесении в него изменений и дополнений (большинст­во в две трети от установленной численности депутатов пред­ставительного органа муниципального образования).

Принятие муниципальных правовых актов изначально санк­ционировано государством посредством законодательного раз­решения. Однако устав муниципального образования — единст­венный муниципальный акт, нуждающийся в последующем санкционировании (признании). Речь идет о необходимости го­сударственной регистрации уставов (внесенных в них измене­ний и дополнений) в органах юстиции. Порядок государствен­ной регистрации устанавливается специальным федеральным законом, принятие которого следует ожидать. Прежде соответст­вующая функция была предоставлена органам государственной власти субъектов Федерации. Как результат многие вопросы, связанные с регистрацией, решались различным образом. В пер­вую очередь это касалось органов, осуществляющих регистра­цию. Часть субъектов Федерации предпочтение отдавала орга­нам юстиции, другая часть передала решение данного вопроса законодательным органам государственной власти субъектов Федерации. Второй вариант всегда казался не совсем верным, учитывая удаленность местного самоуправления от системы го­сударственной власти, хотя он и не был признан несоответст­вующим Конституции РФ'. В соответствии с Законом 2003 г. регистрация уставов муниципальных образований становится уде­лом исключительно органов юстиции (п. 6 ст. 44).



Вероятно, что процедура государственной регистрации будет предусматривать выполнение следующих действий: '

1) подача необходимых для регистрации документов: заявле­ния и текста устава, изменений или дополнений в него, реше­ния представительного органа местного самоуправления или схода граждан;

2) собственно регистрация устава, осуществляемая путем про­ставления на его первой странице специальной надписи с наиме­нованием регистрирующего органа, датой регистрации и выдачи свидетельства о регистрации. Специальная надпись скрепляется подписью руководителя органа юстиции и печатью';

3) внесение данных о государственной регистрации в ре­естр муниципальных образований (региональный и федераль­ный). Для внесения муниципального образования в Федераль­ный реестр в орган исполнительной власти субъекта Федера­ции, на который возложена обязанность ведения реестра, представляется ряд документов: заявление о внесении муници­пального образования в Федеральный реестр; решение о соз­дании муниципального образования или иной документ, под­тверждающий осуществление местного самоуправления на оп­ределенной территории; протокол избирательной комиссии о результатах выборов депутатов местного представительного ор­гана либо выборных должностных лиц местного самоуправле­ния; опубликованный устав муниципального образования; по­яснительная записка с указанием наименования муниципаль­ного образования, адреса по которому располагаются органы местного самоуправления, состава поселений, входящих в му­ниципальное образование, если оно объединяет несколько по­селений.

Отказ во внесении муниципального образования в Феде­ральный реестр может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Упраздненные муниципальные образования подлежат исключению из Федерального реестра;

4) должны быть предусмотрены основания отказа в регист­рации и возможность обжалования незаконной регистрации.

Закон 2003 г. устанавливает следующие основания отказа: про­тиворечие устава Конституции РФ, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации; нарушение порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Отказ в государственной регистрации ус­тава муниципального образования, изменений и дополнений в него, а также нарушение установленных сроков его регистра­ции могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Аналогичным образом об­жалуется незаконная регистрация устава';

5) устав муниципального образования, внесенные в него из­менения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и всту­пают в силу после официального опубликования. Таким обра­зом, вступление устава в юридическую силу связано с двумя об­стоятельствами: его государственной регистрацией и опублико­ванием.






Сейчас читают про: