Организационное обособление местного самоуправления и его органов управления (должностных лиц) в системе управления государством

Организационное обособление местного самоуправле­ния и его органов управления (должностных лиц) в сис­теме управления государством проявляется в том, что созданные демократическим путем данные органы имеют большую самостоятельность в отношении своей компе­тенции, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.

Статья 12 Конституции России раскрывает основное содержание данного принципа, где указано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Кроме того, в Законе (ст. 14, 17) не допускается образование органов местного самоуправления, назначение его должностных лиц и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих, их деятельность является муниципальной службой (ст. 1, 21 Закона).

Более того, органы местного самоуправления обособлены не только в организационном, но и правовом отношении, так как они являются юридическими лицами и обладают правом на муниципальную собственность, тем самым могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом или ответчиком в суде, иметь расчетный счет в банке, вести самостоятельный баланс, заключать договоры, совершать иные предусмотренные законом юридически значимые действия.

2.3 Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

Согласно ст. 132 Конституции России органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следовательно, органы местно­го самоуправления вступают во взаимодействие с орга­нами государственной власти, реализуя отдельные госу­дарственные полномочия. При этом следует иметь в виду, что государство обеспечивает соблюдение законности в деятельности местного самоуправления, а также осуще­ствляет контроль за реализацией органами местного са­моуправления отдельных государственных полномочий, а органы государственной власти вправе давать пись­менные предписания по устранению выявленных в ходе осуществления этого контроля нарушений. Эти предпи­сания обязательны для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами, правда, они вправе их обжаловать в судебном порядке.

Кроме того, взаимодействие с органами государствен­ной власти происходит и тогда, когда органы местного самоуправления формируют местные бюджеты, а также при изменении границ муниципальных образований, их преобразовании и в иных случаях, предусмотренных рос­сийским законодательством.

2.4 Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления

Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления предоставляет гражда­нам и общественным объединениям достаточно широкий круг форм для осуществления местного самоуправления через муниципальные органы и их должностных лиц. Сре­ди этих форм: правотворческая инициатива граждан, пуб­личные слушания» опросы граждан, собрания (конферен­ции) граждан, письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления, наказы избирателей, народное обсуждение проектов муниципальных правовых актов, отчеты депутатов перед избирателями, отчеты ор­ганов и должностных лиц муниципального образования перед населением, митинги и демонстрации, шествия и пи­кетирование и иные виды деятельности, не противореча­щие законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: