double arrow

Понятие местного самоуправления

Самоуправление — это самостоятельное улаживание собственных дел, определенный вид управленческой де­ятельности, заключающейся в сознательном воздействия на волю людей с целью направления их поведения.

Правовую основу местного самоуправления состав­ляют общепризнанные принципы и нормы международ­ного права, международные договоры Российской Феде­рации, Конституция РФ, федеральные конституцион­ные законы, федеральные законы, издаваемые в соот­ветствии е ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), консти­туции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образова­ний, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Местное самоуправление в России составляет одну из основ конституционных строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Непосредственно в Конституции РФ закреплены следующие положения:

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст. 3);

- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муници­пальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

- земля и другие природные ресурсы могут нахо­диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2ст. 9);

- в Российской Федерации признается и гарантиру­ется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государствен­ной власти (ст. 12);

- Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы (ч.2 ст. 15).

Кроме этого глава 8 Основного закона содержит об­щие положения о местном самоуправлении России. В частности ст. 130-133 содержат следующие нормы:

— местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением во­просов местного значения, владение, пользование и рас­поряжение муниципальной собственностью;

— местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямо­го волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

— местное самоуправление осуществляется в город­ских» сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических ииных местных традиций. Струк­тура органов местного самоуправления определяется на­селением самостоятельно;

— изменение границ территорий, в которых осуще­ствляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий;

— органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;

— органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочия­ми с передачей необходимых для их осуществления ма­териальных и финансовых средств. Реализация передан­ных полномочий подконтрольна государству;

— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных рас­ходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на огра­ничение прав местного самоуправления, установлен­ных Конституцией Российской Федерации и федераль­ными законами.

Вышеизложенные положения конкретизируются в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За­коном определены основные термины и понятия, связан­ные с организацией местного самоуправления в России, правовая основа местного самоуправления, нормы о му­ниципально-правовых актах, территориальной органи­зации местного самоуправления» вопросы местного зна­чения, полномочия федеральных органов государствен­ной власти и органов субъектов РФ в области местного самоуправления, экономические основы местного само­управления и др.

Статьей 1 указанного закона регламентировано поня­тие местного самоуправления в Российской Федераций, под которым понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установлен­ных Конституцией Российской Федерации, федеральны­ми законами, а в случаях, установленных федеральны­ми законами, — законами субъектов Российской Феде­рации, самостоятельное и под свою ответственность ре­шение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и традиций.

Международное законодательство трактует несколько по иному данное понятие. Так, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г, под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Следует иметь в виду, что местное самоуправление в России имеет двойственную природу. В нем одновременно сочетаются два начала — общественное и государственное. Муниципальная деятельность строится на сочетании местных и государственных интересов, взаимодействии органов местного самоуправления и государственной власти. Самостоятельно решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, обладают комплексом полномочий государственно-властного характера. Все это свидетельствует о том, что местное самоуправление в Российской Федерации одновременно содержит в себе элементы государственного и общественного институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: