Классифицировать набор предложенных иммунобиологических диагностических препаратов. Результаты представить в виде схемы.
Название (Н):
Классификационное положение (КП):
Действующее начало (ДН):
Получение (П):
Применение (Пр):
Способ применения (СП):
Занятие №11
ФОРМЫ ИММУННОГО ОТВЕТА. Иммунопрофилактика
Иммунотерапия. ИММУННЫЙ СТАТУС
Оценка иммунного статуса
Вопросы для подготовки
1. Иммунная система организма человека: центральные и периферические органы, строение и функции.
2. Клетки иммунной системы, классификация, CD номенклатура. Субпопуляции Т-лимфоцитов, рецепторы, функции.
3. Субпопуляции В-лимфоцитов, рецепторы, функции. Определение Т- и В-лимфоцитов. Реакция Е- и ЕАС-розеткообразования.
4. Система главного комплекса гистосовместимости (МНС/НLA) I, II и III класса, определение понятия, строение и функции.
5. Механизм представления Ag МНС и феномена двойного распознавания.
6. Механизм развития клеточного иммунного ответа. Роль и механизм действия Т-киллеров.
7. Механизм развития гуморального иммунного ответа (Т-зависимого и Т-независимого).
8. Медиаторы иммунного ответа (цитокины), химическая природа и классификация. Аутокринная и паракринная система регуляции.
9. Гиперчувствительность немедленного типа. Механизм возникновения. Роль в патологии человека.
10. Гиперчувствительность замедленного типа. Механизм возникновения. Роль в инфекционной патологии человека.
11. Аллергены, классификация. Кожно-аллергические пробы. Примеры.
12. Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний, используемые аллергены (действующее начало, механизм действия). Примеры.
13. Иммунологическая память и толерантность. Механизм развития.
14. Вакцины. Виды. Получение, показания для применения.
15. Сыворотки и иммуноглобулины лечебные, профилактические. Получение, показания для применения.
16. Противобактериальный, антитоксический и противогрибковый иммунитет (общая схема развития иммунного ответа).
17. Иммунный статус человека, методы его оценки. Понятие об иммунодефицитах, причины, методы коррекции.
18. Заполнить таблицу «Различия ГЗТ и ГНТ»:
Характеристика | ГНТ | ГЗТ |
Механизм | ||
Время развития | ||
Десенсибилизация | ||
Применение в микробиологических методах диагностики |
19. Заполнить таблицу «Функции цитокинов»:
Распределить следующие цитокины по функциональному назначению и роли в иммунном ответе: IL-1, IL-2, IL-4, IL-5, IL-6, IL-10, IL-12, CXCL-8, TNF-α, β, IFN-α, IFN-γ, TGF-β
Активность цитокинов | Представители |
Провоспалительные | |
Противовоспалительные | |
Активация фагоцитов | |
Подавление активности фагоцитов | |
Активация В-лимфоцитов | |
Активация Т-лимфоцитов | |
Подавление иммунного ответа |
20. Заполнить таблицу «Приобретенные иммунодефициты»:
Этиологический фактор | Механизм действия | Примеры |
Ионизирующая радиация | ||
Интоксикации | ||
Лекарственные препараты | ||
Гормонотерапия | ||
Патогенные вирусы | ||
Патогенные бактерии | ||
Дистрофия | ||
Стресс | ||
Соматические болезни |
Практическая работа
З а д а н и е №1
Изучить карту первичного иммунного обследования иммунного статуса больного З., 25 лет. Микроскопировать готовые мазки с тестом Е-розеткообразования, найти «розетки», зарисовать, описать микроскопическую картину, зарисовать механизм реакции розеткообразования. Составить калибровочные кривые по Манчини, определить содержание IgM, IgG и IgA в сыворотке обследуемого. Оформить протокол исследования (рисунки, калибровочный график, таблица). Сделать заключение. Ответить на вопросы:
1. Какие тесты позволяют оценить состояние клеточного иммунитета, а какие – гуморального?
2. Каковы возможные причины иммунодефицита?
Показатель | Норма | У обследуемого З. |
Лейкоциты, мм3 | ||
Нейтрофилы, % | ||
Лимфоциты, % | ||
Моноциты, % | ||
Т-РОК, % | ? | |
В-РОК, % | ? | |
АФ, % | ||
ФП | 4,2 | 2,9 |
IgA, г/л | 1,6 | ? |
IgM, г/л | 1,4 | ? |
IgG, г/л | ? |