Антагонизм как основной паттерн эволюции.
АНТАГОНИЗМ - противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций. Антогонизм – особый тип связи 2х и только 2х элементов, систем.
Две системы связаны друг с другом антагонистически, если направления и знаки их активностей сочетаются таким образом, что усиление активности одной системы становится причиной ослабления активности другой системы
Паттерн конфликта – (математическая) структура, обобщающая и управляющая всеми конфликтами одного и того же рода независимо от их специфики.????????
Структурная, динамическая и теоретико-игровая модели конфликта.
Динамическая модель конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий.
В ней можно выделить ряд периодов и этапов.
1.Предконфликт (латентный период). Он включает следующие этапы: - возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией; - осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации; - попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции; - возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.
|
|
2. Собственно конфликт (открытый период), который включает в себя этапы: - инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться; - эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта; - сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются; - завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
|
|
3. Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы: - частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру; - полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА – самая простая и в то же время наиболее фундаментальная модель конфликта. Ее законы определяют свойства и законы всех последующих и более сложных моделей. На основе этой модели формулируется Фундаментальная структурная теорема анализа и разрешения конфликтов. Согласно этой теореме система с любым числом элементов бесконфликтна, если и только если все отношения между ее элементами позитивные, т. е. когда она является однополюсной (синергетической) или разделена на два полюса, отношения между элементами которых взаимно негативные, а отношения элементов внутри каждого из них позитивные, т. е. когда она является двухполюсной (антагонистической) системой. Все системы, имеющие более двух полюсов власти (влияния), с необходимостью находятся в конфликтном состоянии. Следовательно, только системы, все элементы которых поддерживают друг друга либо потому, что позитивно относятся к какой-нибудь общей цели, либо потому, что негативно относятся к какой-нибудь общей цели, бесконфликтны. Все остальные комбинации являются заведомо конфликтными. В терминах М. к. с. описывается теория отклоняющегося поведения (социальной аномии) Р. Мертона и психоаналитическая теория внутриличностных конфликтов (неврозов) З. Фрейда.
Теоретика-игровая модель конфликта: единственным мотивом действий всех участников конфликта является максимизация своего выигрыша(мин.своего проигрыша). Игра – конфликтная ситуация, в которой ни один из участников не имеет полного контроля над развитием событий. Планы каждого из них в любое время могут быть нарушены действиями остальных участников. Рациональное планирование своих действий с учетом возможных контрдействий остальных участников конфликта – основная проблема теории игр. Игра в шахматы – простейший пример конфликтной ситуации, в которой действия игроков взаимозависимы. Основными элементами игры являются следующие: Игроки-участники конфликта, ходы-действия игроков, которые они могут совершить по условиям игры для разрешения конфликта, стратегия-наборы последовательностей действий по одному для каждого игрока, исходы-результаты осуществления стратегий, т.е.определенные способы разрешения конфликта, предпочтения-упорядочение каждым игроком исходов конфликта в соответствии со своими интересами от наилучшего до наихудшего. Предполагается, что чем выше полезность некоторого исхода для данного игрока, тем более предпочтителен этот исход для него.
Теоретико-игровая модель конфликта. На примере подбрасывания монеты.
Орел | Решка | |
Орел | +1 | -1 |
Решка | -1 | +1 |
Муж | Жена | |
Футбол | Театр | |
Футбол | 5,4 | 1,1 |
Театр | 0,0 | 4,5 |
5 баллов, -1
ИДЕЯ: отразить все варианты в любой математической форме. В теории конфликта 3 показателя: N – количество участников конфликта = 2, X – количество стратегия (обычно по количеству сторон) =Х1, Х2; K – количество исходов = К1, К2, (все возможные результаты). КОНФЛИКТ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ
Студент | ||||
учить | списать | |||
следить | 5,5 | 3, 2 | ||
Не Следить и задавать вопросы | 4,4 | 3,4 | ||
Не следить и без вопросов | 3,5 | 3, 6 |
Максимально 5
|
|