Внутренний аудит

Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение принадлежит контролю финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации фирмы. В этих целях руководство предпринимательской фирмы и служба экономической безопасности может использовать аудиторские проверки.

Аудит – это деятельность по проверке и контролю, анализу и оценке финансового состояния фирмы. В наиболее широком понимании аудит является разновидностью предпринимательской деятельности, осуществляемой на платной основе.

Различается внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит осуществляется внешними независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами, которые, в соответствии с законодательством РФ, на основе заказов (договоров) с организациями производят аудиторские проверки. Инициаторами в этом случае могут быть государственные органы – Банк России, налоговые инспекции, судебные инстанции, либо различные, в том числе негосударственные организации. Результаты проверок оформляются актами, аудиторскими заключениями.

Внутренний аудит осуществляется специалистами самой фирмы (предприятия). Внутренний аудит является эффективным инструментом системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности, поскольку позволяет предупреждать негативные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности фирмы, вскрывать имеющиеся нарушения и своевременно принимать меры по их ликвидации. Если результаты внешней аудиторской проверки могут привести к определенным санкциям против проверяемой предпринимательской фирмы и становятся достоянием гласности, то результаты внутреннего аудита являются конфиденциальной информацией и не подлежат открытому доступу. Как правило, ответственность аудиторов за разглашение конфиденциальной информации (коммерческой тайны) предусматривается в договоре. За ее разглашение аудитор может нести как дисциплинарную, так и материальную ответственность.

Аудиторские проверки в зависимости от этапа хозяйственной деятельности могут быть:

Предварительными - проводятся до начала проведения хозяйственных операций), и направлены на предупреждение незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций. Предварительный контроль необходим при заключении хозяйственных договоров, определении направлений использования ресурсов, для разработки схем, проектов, бизнес-планов и пр.

Текущими - производятся непосредственно в период совершения хозяйственных операций и необходимы для своевременного выявления нарушений законодательства, искажения бухгалтерских данных, расчетов и оперативного реагирования на эти действия.

Последующими – осуществляются после проведения хозяйственных операций в целях общей оценки достоверности отчетных данных, выявления недостатков и нарушений, разработки мер по их устранению.

Аудиторский контроль может быть документальный, фактический и смешанный. Документальный контроль основан на проверке различных документов – первичных и сводных бухгалтерских документов, планов и отчетов подразделений и служб, договоров и т.д. Фактический контроль производится с целью установления фактического наличия денежных средств и ценных бумаг в кассе, товарно-материальных ценностей на складах, достоверности дебиторских и кредиторских задолженностей фирмы. Смешанный контроль предполагает одновременную документальную и фактическую проверку.

В практике аудиторских проверок могут использоваться различные методы и приемы их проведения:

инвентаризация;

лабораторный анализ;

экспертная оценка;

очный опрос;

чтение документов;

счетная проверка;

сопоставление (сверка) документов;

письменный запрос;

экономический анализ.

Предметами аудиторской проверки должны быть прежде всего:

достоверность отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

кассовые и банковские операции;

расчетные и кредитные операции;

расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами и фондами социального страхования и обеспечения;

основные фонды, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения;

материальные ценности;

затраты на производство и реализацию продукции;

фонды и резервы;

финансовые результаты деятельности фирмы (прибыль, убытки).

Для проведения аудиторских проверок создается специальная комиссия. Руководитель фирмы совместно со службой экономической безопасности определяют ее членов из числа наиболее надежных и квалифицированных работников фирмы. В необходимых случаях могут привлекаться и внешние специалисты. Результаты работы комиссии оформляются справкой аудиторской проверки, в которой указываются объекты проверки, отмеченные нарушения и недостатки, и перечень рекомендаций по их преодолению. Данная справка составляется в минимальном количестве экземпляров и предоставляется только с разрешения руководителя фирмы.

В настоящее время во всем мире руководители фирм все чаще склоняются к созданию службы внутрифирменного аудита, поскольку гораздо дешевле предотвратить правонарушения собственными силами, чем потом бороться с их последствиями.

Негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства

Жизненно необходимой является создание двух важнейших органов, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности в России как на региональном, так и на федеральном уровне:

единого банка данных, сосредотачивающего сведения о лицах, занимающихся противоправной, в том числе преступной, деятельностью, а также информационной сети со сравнительно свободным доступам пользователей;

организации, объединяющей службы безопасности предпринимательских фирм, охранные и детективные службы.

Наличие таких организаций позволит не только наладить эффективную деятельность службы собственной безопасности предпринимателям, но и сэкономит значительные суммы на ее содержание.

Деятельность по созданию такого рода организаций в настоящее время в России идет, но недостаточно высокими темпами.

Так, в 1994 г. в МВД России обратился коммерческий банк развития промышленности стройматериалов “Стромбанк”, который вместе с другими заинтересованными банками, страховыми обществами и организациями г. Москвы выступил инициатором создания Межбанковского информационного центра (МИЦ), основным назначением создания которого, по мнению этого банка должно быть(3):

проверка добросовестности организаций и физических лиц-клиентов;

организация взаимного обмена такой информацией между заинтересованными банками;

профилактика правонарушений в финансовой сфере, особенно в части получения организациями и физическими лицами заведомо невозвращаемых кредитов.

Информационные массивы должны формироваться из данных МВД и банков. Причем МВД дает сведения как из оперативных сводок по экономической преступности, так и данные о лицах, разыскиваемых органами внутренних дел по подозрению в совершении финансовых махинаций. Банки предоставляют сведения о лицах, склонных к совершению мошенничества, либо любых правонарушений в финансовой сфере и данные о новых способах совершения правонарушений.

Трудность создания данной организации заключается прежде всего в нежелании самих банков предоставлять собственную информацию, что связано как с высокой суммой оплаты за услуги, так и с вероятностью разглашения ряда конфиденциальных сведений.

Реально же в России действует Российская национальная служба экономической безопасности (РНСЭБ), которая по заказам банков и фирм собирает информацию об их российских и зарубежных партнерах (учредителях, основных направлениях деятельности, финансовом положении, кредитной истории, деловой репутации и т.д. Кроме того, РНСЭБ создала Институт безопасности предпринимательства (ИБП) с целью подготовки специалистов для различных коммерческих структур(4).

В начале 90-х годов начался процесс объединения охранных структур, который носил региональный характер - в Московской области – “Правопорядок”, в Санкт-Петербурге – “Защита” и т.п.

В настоящее время (в 1995 г.) создан и действует Российский союз предприятий безопасности (РСПБ). Он объединяет более 25 тыс. работников частных охранных и детективных предприятий, служб безопасности, информационных бюро и пр.(5) Основной задачей союза является объединение усилий частных структур безопасности, взаимная поддержка и помощь, установление деловых контактов с государственной системой безопасности.

В России также существует Совет по безопасности предпринимательства РФ и Межведомственный центр экономической безопасности. Созданный в 1995 г. Совет по безопасности предпринимательства осуществляет деятельность по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности и ее охране, судебной защите прав и законных интересов предпринимателей страхованию предпринимательских рисков, информационно-аналитическому обеспечению предпринимательской деятельности, развитию частной охранно-сыскной деятельности.

Объективные процессы, в основе которых лежит потребность обеспечения безопасности предпринимательской деятельности на всей территории России, проявляются в постоянном увеличении числа предпринимателей, участвующих в их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: