Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аудит международных коммерческих банков




Глава 7. Положения по международной аудиторской практике

ного характера функций аудиторов банка и инспекторов. Непра­вильное представление о таких функциях может привести к тому, что одна сторона будет полагаться на результаты другой стороны. Меры, предлагаемые в Положении, должны рассматриваться как дополнительные, а не заменяющие существующие. Положение не является обязательным для исполнения.

Во многих отношениях банковские инспекторы и внешние ау­диторы сталкиваются с одинаковыми проблемами; их роль все боль­ше определяется как взаимодополняющая. Поэтому в ПМАП 1004 рассматриваются обязанности руководства банка, функции инспек­торов и аудиторов, а также механизм более эффективной координа­ции работы инспекторов ивнешних аудиторов банка.

В качестве основных выделяются следующие обязанности руко­водства банка:

1)обеспечение профессиональной компетентности специали­стов, наличия ифункционирования надлежащих систем контроля, надлежащей осмотрительности при проведении операций банка, со­блюдения законодательных и нормативных актов, необходимой за­щиты акционеров, вкладчиков и других кредиторов;

2) ответственность за подготовку финансовой отчетности в со­ответствии с местным законодательством, применимым к банкам;

3) ответственность за организацию подразделения внутреннего аудита в банке, соответствующего его размерам и характеру опера­ций.

Инспекторы по банковскому надзору могут выполнять самые раз­нообразные функции:

1) обычной функцией, определенной законодательно, является защита интересов банковских вкладчиков;

2) наряду с этим могут выполняться более широкие обязанности по обеспечению устойчивости и стабильности банковской системы;

3) в некоторых странах надзор также может осуществляться для обеспечения монетарной и валютной политики.

В Положении 1004 в основном рассматривается пруденциаль­ный аспект роли инспектора. Пруденциальным надзоромобычно на­зывается надзор за финансовой деятельностью банка, осуществляе­мый центральными банками и другими официальными органами. Для получения и сохранения лицензии на ведение банковской дея­тельности субъект должен соблюдать определенные пруденциаль­ные требования. Общими для большинства систем являются сле­дующие требования (хотя часто предъявляются и более детальные критерии):


7.2. Положения, регламентирующие общение аудитора... 231

а) лица, осуществляющие контроль и управление банком, долж­
ны быть честными, заслуживать доверие и обладать соответствую­
щей квалификацией и опытом;

б) банк должен иметь достаточный капитал, чтобы обеспечивать
покрытие рисков, присущих бизнесу с учетом его характера и раз­
меров;




в) банк должен иметь достаточную ликвидность на случай отто­
ка денежных средств.

Точная и пруденциальная оценка активов имеет большое значе­ние для инспекторов, так как она непосредственно влияет на опре­деление чистых активов банка и величину акционерного капитала. Инспекторы придают также большое значение организационной структуре банков, работе эффективных информационных систем и систем контроля в целях управления риском.

Методы, обеспечивающие выполнение функций надзора, в раз­ных странах неодинаковы, но наибольшее распространение получи­ли два основных метода:

1) проверки на местах. Они требуют привлечения значительных ресурсов и, как правило, затрагивают ограниченную часть операций организации;

2) сбор и анализ регулярных отчетов и прочих статистических данных. Этот метод требует меньших затрат, которые распределяют­ся между банками и надзорным органом более равномерно. Изуче­ние отчетов (которые обычно содержат балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках) дает возможность инспектору более регулярно и своевременно контролировать банк, чем при выездных проверках. Однако отчеты имеют следующие ограничения:

а) их форма является общей для банковской системы, а поэтому
может не отражать специфику конкретного банка;

б) качество отчета зависит от качества внутренней информаци­
онной системы банка и точности заполнения отчета;

в) требуется опыт, чтобы составить мнение о результатах банка
по его отчету.

Основной целью проведения аудита банка внешним аудитором является выражение им мнения о том, отражает ли опубликованная финансовая отчетность банка «достоверно и объективно» финансо­вое положение и результаты его деятельности за отчетный период. Однако пользователь не должен рассматривать аудиторское мнение как гарантию будущей жизнеспособности банка или заключение об эффективности, с которой руководство банка ведет его дела, так как это не является целью аудита.



При проведении аудита банка независимый аудитор признает, что в связи с некоторыми аспектами деятельности у банка могут возникнуть особые проблемы:

а) банки хранят значительные денежные средства, физическая
безопасность которых должна быть обеспечена. Поэтому банки
должны разработать формальные операционные процедуры, жест­
кие системы внутреннего контроля и четко ограничить полномочия
отдельных лиц;

б) банки осуществляют большое число разнообразных опера­
ций, что требует сложных систем бухгалтерского учета и внутренне­
го контроля, а также электронной обработки данных;

в) если деятельность ведется через сеть филиалов и отделений,
это влечет децентрализацию руководства и затрудняет применение
единых операционных приемов;

г) банки ведут «внебалансовые» операции, не связанные непо­
средственно с переводом денежных средств. Такие операции могут
не потребовать отражения на счетах, поэтому их трудно проверить;

д) поскольку деятельность банков регулируют государственные
органаы, их требования могут оказать влияние на общепринятую
практику бухгалтерского учета и аудита в отрасли.

В качестве основы для своего исследования аудитор проводит тестирование и оценку систем внутреннего контроля. Внешний ау­дитор оценивает работу подразделения внутреннего аудита для оценки того, насколько эти данные могут использоваться при опре­делении характера, сроков и объема собственных процедур внешне­го аудитора.

Аудитор полагается на свое суждение:

• при принятии решения о характере, сроках и объеме аудитор­ских процедур;

• оценке результатов этих процедур;

• оценке обоснованности суждений и оценок, использованных
руководством при подготовке финансовой отчетности.

Аудитор планирует аудит, оценивает существенность иаудитор­ских риск, проводит аудиторские процедуры. Когда аудитор обнару­живает существенную для финансовой отчетности ошибку, он тре­бует от руководства корректировки финансовой отчетности. Если руководство отказывается это сделать, аудитор выражает услов­но-положительное или отрицательное мнение по финансовой от­четности.

В качестве дополнительной, но не обязательной части своей ра­боты аудитор часто составляет для руководства письменный отчет, который традиционно содержит замечания по недостаткам внутреннего контроля, другим ошибкам и упущениям, на которые аудитор обратил внимание в ходе аудита, но которые не влекут модифика­цию аудиторского заключения. В некоторых странах аудитор также предоставляет руководству или надзорным органам (в соответствии с законодательством или договором) развернутый отчет по опреде­ленным вопросам, таким как:

• расшифровка сальдо счетов или состав кредитного портфеля;

• показатели ликвидности и прибыль;

• нормативы;

• адекватность систем внутреннего контроля;

• анализ банковских рисков;

• соблюдение законодательства и требований надзорных орга­нов.

Во многих аспектах интересы аудитора и инспектора аналогич­ны, хотя объекты их внимания могут различаться, что отражено в табл. 7.13. Поэтому во многих областях результаты работы инспек­тора и аудитора могут быть эффективно использованы обеими сто­ронами при условии, что инспектор и аудитор понимают цели и особенности работы друг друга. В ходе контактов с руководством инспекторы и аудиторы должны осознавать преимущества для обеих сторон, которые могут быть получены от осведомленности о работе друг друга. Следовательно, целесообразно фиксировать результаты контактов такого рода в письменном виде, чтобы они были частью документации банка, к которой может иметь доступ и аудитор, и инспектор.

Таблица 7.13. Интересы аудитора и инспектора банка

Аспекты интересов инспектора и аудитора Объекты внимания
инспектора аудитора
Способность банка вести непрерывную деятель­ность Защита интересов вклад­чиков Подтверждение допуще­ния о непрерывности де­ятельности субъекта
Состояние системы внут­реннего контроля Основа для безопасного и надежного управления банком Оценка того, насколько аудитор может полагать­ся на внутренний конт­роль при планировании и проведении аудита
Обеспечение надлежа­щей системы бухгалтер­ского учета Получение достоверной информации для оценки и контроля риска Уверенность, что учетные записи ведутся должным образом

Если аудитору или инспектору станет известна информация, ко­торую он считает необходимой для другой стороны, при их контакте должно присутствовать руководство банка или, по крайней мере, оно должно быть осведомлено о таких контактах. В исключитель­ных случаях допускают прямые контакты аудитора и инспектора (например, если присутствие руководства банка ставит под угрозу цель контактов).

В ряде стран аудитор (в соответствии с законом или по просьбе инспектора) готовит особые отчеты для оказания помощи инспекто­ру. Такие отчеты могут содержать мнение о том:

• соблюдаются ли требования в отношении нормативов или других пруденциальных требований;

• были ли соблюдены условия лицензирования;

• осуществляются ли операции банка, которые попали в поле зрения аудитора, в соответствии с законами;

• являются ли адекватными ведение бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

При обращении с просьбой к аудитору по расширению его функций в сфере надзора необходимо, чтобы соблюдались четко определенные условия, возможно, предусмотренные национальным законодательством:

• аудитор не берет на себя обязанности инспектора, а только
содействует ему в формировании его суждения;

• между аудитором и его клиентом должны обеспечиваться обычные отношения;

• аудитор должен учесть возможность возникновения конфлик­тов и решить эту проблему до начала работы;

• требования органов надзора в отношении необходимой ин­формации должны быть конкретными и четко сформулиро­ванными (по возможности в количественном выражении);

• задачи, выполняемые аудитором по просьбе инспектора, должны входить в сферу технической и практической компе­тенции аудитора;

• задание аудитора, выполняемое для инспектора, должно иметь рациональную основу (т. е. носить вспомогательный характер по отношению к его основной работе по аудиту и может быть выполнено более экономично или быстро, чем инспектором);

• необходимо принять меры по обеспечению конфиденциаль­ности.

Особые направления расширения функций аудитора зависят от характера надзора в конкретной стране. Например, если инспектор применяет активный подход с проведением частых и тщательных инспекций, от аудитора может потребоваться минимальное содейст­вие, и наоборот. Если инспекторы полагаются исключительно на анализ отчетов по пруденциальным требованиям, в качестве допол­нительных мер желательно провести ряд проверок на местах, в ко­торых инспекторы больше полагаются на аудиторов. В ПМАП 1004 приводятся примеры отдельных задач надзорного характера, которые могут выполнять аудиторы:

• проверка отчетов по пруденциальным требованиям;

• оценка информационной системы и системы контроля банка
на основе критериев, предоставляемых инспектором;

• подготовка заключения о соблюдении соответствующей учет­ной политики, в частности в отношении резервов на покры­тие потенциальных убытков;

• изучение системы учетных записей и системы контроля, от­носящейся к фидуциарной (в том числе депозитарной) дея­тельности банка в странах, где такая деятельность не рассмат­ривается в рамках обычного аудита.

Высказанные выше соображения говорят в пользу необходимо­сти постоянного диалога между надзорными органами и аудитора­ми. Наиболее эффективно этого можно достичь, проводя периоди­ческие консультации на национальном уровне между органами над­зора и профессиональными организациями бухгалтеров. Также целесообразно участие ассоциаций банков.

Цель ПМАП 1006 « А у д и т международных коммерческих бан­ков»— предоставить аудиторам дополнительные рекомендации пу­тем детализации и разъяснения применения МСА в контексте ауди­та международных коммерческих банков.

Международный коммерческий банк(далее — МКБ) — это ком­мерческий банк, который имеет действующие офисы в странах, по­мимо страны его регистрации, или деятельность которого выходит за национальные границы. ПМАП 1006 посвящено рекомендациям в банковской сфере, оно не отражает особенности проверки видов деятельности, присущих не только банкам.

Аудиторская проверка МКБ производится по тем же отдельным этапам, что предусмотрены в МСА. Однако при аудите МКБ возни­кают специфические вопросы, требующие рассмотрения по следую­щим причинам:

• особый характер рисков, связанных с банковскими операция­
ми;

• масштаб банковских операций и вытекающих отсюда сущест­венных рисков, которые могут возникнуть в течение коротко­го периода;

• высокая зависимость от компьютеризированных систем обра­ботки операций;

• влияние нормативных актов в различных юрисдикциях;

• постоянная разработка новых продуктов и совершенствова­ние банковской практики, которые могут несопровождаться одновременным развитием принципов бухгалтерского учета иаудиторской практики.

При составлении письма-обязательства аудитору следует, поми­мо общих вопросов, изложенных в МСА 210 «Условия договоренно­стей об аудите», рассмотреть включение следующих вопросов:

1) использование специальных принципов или нормативных ак­тов бухгалтерского учета, с особой ссылкой:

• на любые требования законодательно-нормативных актов, применимые к банкам;

• решения органов банковского надзора, других контрольных органов и соответствующих профессиональных бухгалтерских организаций;

• отраслевую практику;

• содержание и форму любого специального отчета помимо го­довой финансовой отчетности;

2) характер любых взаимоотношений между аудитором икон­трольными органами, предусматривающих предоставление специ­альной отчетности.

Приобретение знаний о клиенте требует от аудитора понимания:

• экономической и контрольной среды на территориистран, где работает банк;

• рыночных условий в каждом секторе работы банка;

• продуктов иуслуг, предоставляемых банком.

Риски, связанные с банковской деятельностью, можно подразде­лить на две большие группы:

1) риски, связанные с банковскими продуктами и услугами,

2) операционные риски.

Виды рисков первой группы представлены в табл. 7.14. Операционные риски возникают прежде всего в результате:

• необходимости обрабатывать большой объем операций с
высокой точностью в кратчайшие сроки;





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 677; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8186 - | 7165 - или читать все...

Читайте также:

 

52.204.98.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.