Метод - это способ исследования или достижения определенной цели, решения конкретной задачи.
Экономико-статистические методы - это совокупность приемов, правил исследования социально-экономических явлений посредством сбора информации, ее обработки, характеристики обобщающих показателей и их анализа на основе использования экономических законов и категорий.
Важнейшими особенностями экономико-статистических методов менеджмента являются:
• конкретность;
• примат качественного анализа - выяснение прежде всего сущности явления с учетом места и времени его развития;
• выделение однородных совокупностей, прежде всего социальных и экономических типов изучаемого явления;
• динамизм приемов исследования в связи с изменением сущности и форм изучаемых явлений и процессов, происходящих в организации;
• применение системы показателей, позволяющих дать всестороннюю характеристику изучаемых явлений и процессов, закономерностей изменения их размеров и количественных соотношений.
Рассмотрим экономико-статистические методы менеджмента в маркетинге торговых организаций.
Маркетинг - деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта продукции и услуг, направленная на доведение товара от производителя до потребителя, ориентированная на удовлетворение потребностей, осуществляемая на основе информации о конъюнктуре рынка, включающая сведения о положении товара на рынке и внешних факторах:
• действиях правительства и законодательных актах;
• средствах массовой информации;
• поведении потребителей;
• конкуренции;
• достижениях в технологических нововведениях;
• уровне инфляции;
• состоянии и прогнозах развития экономики;
• другие.
Маркетинг торговой организации - это менеджмент и регулирование предпринимательской рыночной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса посредством купли-продажи продукта и (или) услуги.
Маркетинг торговой организации представляет собой систему менеджмента, направленную на оптимальную куплю-продажу продукта и (или) услуги с целью удовлетворения покупателя и получения прибыли торговой организацией (продавцом).
Инструментами маркетингового менеджмента являются экономико-статистические методы. Любая торговая организация представляется достаточно сложным конгломератом, объединяющим информацию о различной продукции и (или) услуге, о разнообразных социально-экономических процессах и явлениях, о многочисленных связях и отношениях с поставщиками, покупателями, органами власти и т.д.
При позитивном использовании экономико-статистических методов конечный результат деятельности организации проявляется в качественном обслуживании и высокой прибыли. Напротив, при неправильном применении, например, экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (затоваривание, неплатежи, убытки, забастовки и т.п.).
Рассмотрим классификацию отдельных элементов, регулируемых экономико-статистическими методами менеджмента:
1. Формах собственности: государственная (федеральная), муниципальная, частная, общественная, интеллектуальная.
2. Фазы воспроизводства товара: производство, обмен, распределение, потребление.
3. Рыночное ценообразование: себестоимость, цена, стоимость, доход, прибыль.
4. Рабочая сила: рынок труда, спрос (потребность), наличие (численность), стоимость рабочей силы, уровень жизни.
5. Оплата труда: должностной оклад для служащих, тарифная ставка для рабочих, премии, льготы, другие вознаграждения (например, единовременные поощрения).
Одной из важнейших стадий экономико-статистического исследования считается наблюдение - научно организованный сбор информации путем регистрации данных по заранее разработанной программе за существенными признаками объекта наблюдения. Наиболее распространенным типом статистического наблюдения является статистическая отчетность