Языческие мифы древних славян

До конца Х в. славяне были язычниками, обожествляя разные силы и явления природы. Сведения о языческой вере славян отрывочны, но могут быть выделены отчетливо два культа – культ природы и культ предков. Известно, что особо почитаемы были Перун – бог грома, Стрибог – бога ветра, божество солнца называли Даждь-богом, Хоросом, Велес (Волоса) был покровителем скота, и некоторых других богов. Все эти божества считались детьми одного бога – бога неба Сварога, и потому их всех называли иногда Сварожичами. Известно женское божество по имени Мокошь. Она представлялась в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе, поэтому древние поверья запрещали оставлять на ночь кудель – пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи. Возможно, Мокошь близка богиням-пряхам других народов, прядущим нить человеческой судьбы (греческим мойрам, германским норнам). Ей приносили в жертву кудель или готовую пряжу, бросая ее в колодец. Некоторые считают, что Мокошь – это относительно позднее название древнего таинственного божества, которое называли Мать Сыра Земля, – жены громовержца Перуна в славянской мифологии. Кроме главных богов верили еще и во многих других: лешего, водяного, русалок, домового.

Славяне верили, что души умерших предков не покидают родного очага, что они заботятся о своем потомстве, хранят его от всяких бед, если оно чтит их память; если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, часто производят тревогу в доме, наводят беду. Души предков чтились под именем «домовых», называли их также «чурами», или «щурами». В случае какой-нибудь беды в старину говорили: «Чур, меня защити». Язычники-славяне почитали также души предков, которые назывались Род и Рожаницы. Род считался творцом вселенной, Рожаницы – Хозяйки мира, Прародительницы. Их изображали в виде двух фигур со сросшимися туловищами и головами.

Много древних языческих праздников в честь бога-солнца сохранилось в культуре славян. Накануне Рождества под окнами односельчан дети и молодежь поет и величает Коляду (одно из названий солнца). Этот обычай сохранился с тех пор, когда язычники радовались прибавлению дня, считая, что солнце одерживает верх над тьмой и холодом. Святочные (в период от Рождества до Крещения) гадания, ряжение – тоже языческий обычай. Весну (во время теперешней Масленицы), когда солнце уже заметно входило в силу, встречали радостными песнями и празднествами. В разгар лета, в конце июня, совершается праздник Купалы (еще одно из названий солнца). Солнце в эту пору в полной силе, но с этого времени наступает поворот к осени. В ночь праздника Купалы принято было совершать такой обряд: колесо, обернутое соломой, зажигали и пускали катиться с горы. Катящееся огненное колесо знаменует солнце, сходящее с прежней своей высоты. Также зажигали костры, прыгали через огонь, купались в реке, т.к. огонь и вода осознавались как очистительные силы.

Славяне делили год на две половины – зиму и лето. Природа оживает весной, поэтому началом нового года считался день первого марта – первый день весны. Названия времен года, месяцев связывались с особенностями жизни природы в тот или иной сезон. Постепенно складывается народный календарь природы, в который наряду с погодными приметами вошли пословицы и поговорки, относящиеся как к году в целом, так и к отдельным месяцам, дням, явлениям природы, животным, растениям, птицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: