Возрождение: идейно-эстетические новации и периодизация

Эпоха в европейской истории, пришедшая на смену Средневековью, была названа в 1550 г. первым историографом итальянского искусства Джордано Вазари «Возрождением», Ренессансом.

Начиная с XI-XII вв. в городах Италии складываются материальные, эстетические и мировоззренческие предпосылки новой эпохи. В условиях возросшей деловой активности на первый план выдвигалась личность человека, который был обязан своим положением, богатством, успехом самому себе, а не происхождению. Ему было тесно в рамках средневековой традиции, организации и менталитета, у него появлялись новые эстетические вкусы и отношение к миру.

В XIV в. в городах Италии стало складываться новое представление о человеке и смысле его существования. Если богословы учили, что целью человека должно быть достижение загробного блаженства, то многие итальянские мыслители XIV – XV вв. ратовали за ценность именно земной жизни. Они полагали, что человек своими собственными силами может добиться всего, чего он хочет,– счастья, успеха, богатства, славы. Такому отношению к человеку и его возможностям способствовал образ жизни итальянских горожан того времени. Благодаря своим знаниям, смекалке, проявленной инициативе, умению рисковать, вере в собственные силы они нередко обогащались. С ними вынуждены были считаться короли и знатные сеньоры, которым они давали в долг большие деньги. Образованные люди Италии начали говорить и писать о неограниченных возможностях человеческой личности, о том, что человек сам является хозяином своей судьбы. Обоснование своих взглядов они искали в истории Древней Греции и Рима, в произведениях античных писателей, память о которых никогда не исчезала. Античное общество казалось им образцовым, а греки и римляне, по их мнению, обладали физическим и нравственным совершенством. Изучение античных текстов, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов и интерес к собиранию древностей отличает видных творцов эпохи Возрождения и меценатов.

Характеристика эпохи Возрождения. Меняется социальный состав заказчиков произведений искусства. Раньше ими были церковь и крупные феодалы, сейчас – гильдии, цеха, городские власти, бюргеры.

Среди эстетических требований появляется стремление к правдивому отражению действительности, но это идеализирующий реализм. Наряду с монументальными получают развитие станковые формы искусства – живопись на холсте и дереве, скульптура из дерева, бронзы.

Возрождение – это эпоха выдающихся людей. Философское представление об универсализме обусловило появление людей, с разнообразными талантами и интересами. Новый идеал человека антропочентричен: человек должен быть гармоничен, свободен, творчески активен.

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Эпоха делится на периоды-столетия, когда выделяются: 1. Дученто (XIII в.). 2. Треченто (XIV в.). 3. Кватроченто (XV в.). 4. Чинквеченто (XVI в.). Несколько отличная периодизация предполагает иные четыре периода Итальянского Возрождения: 1. Вводный период, или Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто. 2. Раннее Возрождение (XIV-XV вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее. 3. Высокое Возрождение, время творчества крупнейших художников – Микеланджело, Леонардо, Рафаэля и Тициана. 4. Позднее Возрождение, особой фазой которого стал маньеризм. Легкость и наигранность в живописи вызвала переход ведущей роли в культурном процессе к литературе. В период Позднего Возрождения в литературных и художественных произведениях усиливаются мотивы обреченности борьбы со злом. Причиной таких настроений видят противоречие между возрождающейся личностью и складывающимся в форме абсолютной монархии национальным государством, что особенно чувствуется в творчестве В.Шекспира.

Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь существенна роль поздней готики.

Черты искусства эпохи Возрождения:

1. Интерес ценителей искусства к индивидуальному творчеству и авторскому видению. На смену средневековой анонимности и приверженности канону приходит новаторство, которому публично присваивается имя первооткрывателя. Появляются и сразу получают признание новые художественные эффекты: индивидуальная манера мазка, штриха, передача фактуры различных поверхностей, эффект незаконченности (нон-финито). Монументальная живопись (фрески) получает все большую зрительную независимость от массива стены, становится картинной, иллюзорно-трехмерной.

2. Между искусством и наукой устанавливается плотная связь как личностная, так и мотивационная. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки.

3. Возникают новые или возрождаются забытые жанры. Иллюзорно-натуроподобная живописная картина вытеснила в религиозном искусстве икону. В искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета. Печатная гравюра на дереве и металле становится популярной в связи с доступностью для широких слоев городских жителей, почувствовавших интерес к искусству. Все виды изобразительного искусства обретают сравнительную независимость. В скульптуре формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи; конного монумента; портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию); складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: