Классицизм в западноевропейском изобразительном искусстве

Классицизм в изобразительном искусстве стал инструментом прославления общественных добродетелей, каких именно зависело от формы правления.

Композиционные правила классицизма отличались устойчивостью и считались обязательными для художника, который хочет добиться общественного признания.

1. Расположение фигур на плоскости полотна, должно было обязательно вписываться в воображаемый треугольник, так как он считался наиболее устойчивой из геометрических фигур.

2. Пейзажный фон также строился в соответствии с законами симметрии и равновесия: по бокам на переднем плане располагались «кулисы» (деревья, кустарники, колоннада, элементы интерьера), в центре – даль.

3. Аллегоризм требовал использование сюжетов из античной мифологии или Библии. В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Живопись и скульптура стремились к лаконизму рассказа, пластической ясности и красоте формы.

Художественное изображение подчинялось следующим канонам. Главное действие должно обязательно находиться на переднем плане. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных и символических. Например, чтобы выразить стыд или печаль, голову героя рекомендовалось склонить вниз, если сострадание – набок, повеление – поднять вверх. Каждый персонаж картины олицетворял определенное человеческое качество — верность, нежность, прямодушие или коварство, храбрость, жестокость и т. п. Однако независимо от того, выразителем какого свойства он был, фигура его и движения должны были соответствовать античным канонам красоты.

Аллегории, воплощенные в античных героях, в их красоте и патриотическом порыве в творчестве Никола Пуссена (1594 – 1665) служили прославлению монарха. Его герои – боги и короли – жили в времена идиллического золотого века. Фоном для их действ служил меланхолический пейзаж. Гармоничность и спокойствие тонов и эмоций было сознательным противодействием распространявшемуся в то время во Франции вычурному стилю, вышедшему даже за рамки барокко. И Пуссену удалось на время привить соотечественникам любовь к классическим канонам в живописи.

Жан-Луи Давид (1748 – 1825) вернул французскую живопись к классическим канонам после длительного засилья сладкосюжетной рококошной картины. Сначала он рисовал аристократов, потом прославлял революционеров, затем нового императора Наполеона в виде античного героя. В его творчестве впервые так явно проявилось влияние политики на искусство, столь характерное в последующем периоде, и собственно политизация искусства. Его картины на античные сюжеты почти всегда были откликом на политические и военные события, на которые была богата Франция периода его жизни.

Благополучная судьба успешного художника не помешала Давиду стать другом якобинцев, а потом он стал поклонником нового императора. Картина «Смерть Марата» несомненно является шедевром, т.к. несет отпечаток личной утраты: Марат был другом Давида. В ней проявился подлинный классицизм: максимум впечатления при минимуме изобразительных средств. В дальнейшем Давид неоднократно изображал торжественные портреты Наполеона, с которым связывал возрождение Франции. Картина «Спартанцы у Фермопил» (1814) является реакцией на «сто дней Наполеона», попытку возврата к власти свергнутого императора, призывом к французам сплотиться как древние греки и не пропустить врага. Одна из последних его картин «Марс, разоруженный Венерой и тремя грациями» (1824) это жеманная аллегория на установившийся, как казалось, в Европе мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: