Современные концепции лидерства: «харизматические» лидеры, концепция заменителей лидерства

Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Концепции харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Харизматические лидеры всячески подчеркивают символический характер трудовой деятельности, ее нравственные аспекты. Благодаря этому вклад сотрудников в реализацию организационных целей получает внутреннюю нравственную мотивацию: ведомые связывают свою работу и групповую роль с самоуважением и личным достоинством.

Концепция заменителей лидерства. Авторы этой концепции — американцы С. Керр и Дж. Джермиер предложили классификацию ситуационных факторов, которые можно рассматривать как эффективные заменители лидерства (ориентированного на выполнение задания или на поддержку работника, а иногда и обоих типов). Все заменители делятся на три категории: связанные с подчиненными, связанные с заданием и связанные с организацией. Например, если результат выполнения работы слабо зависит от конкретного способа ее выполнения (т.е. работа методически инвариантна), вряд ли необходимы какие-то специальные действия со стороны лидера, помимо контроля, нацеленные на выполнение задания. Если последователи ощущают потребность в независимости, конкретные формы психологической поддержки со стороны лидера могут даже отрицательно повлиять на ситуацию. Специальные исследования подтвердили, что учет характеристик работника, задания и организации в целом, интерпретируемых как заменители лидерства, в ряде случаев помогает повысить качество трудовой жизни и удовлетворенность работой.

№8 Власть. Источники и формы власти. Зависимость - основа власти.

Властьэто способность одного человека влиять на поведение другого;

Выделяют 4 основных инструмента (основы власти), позволяющих влиять на поведение людей в нужном направлении:

· Власть, основанная на страхе (боязнь увольнения);

· Власть, основанная на убеждении (презентация нового товара влияет на заключение договора на производство товара);

· Власть, основанная на вознаграждения (повышение заработной платы);

· Власть, основанная на владении чужой информации (особенно, если необходима для принятия решений).

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся у него власть.
К основным источникам власти относятся:

· структура организации, которая предусматривает наличие формальной власти;

· определенные личностные качества (харизматичность, умение подчинять людей);

· знания.


Основу власти составляет зависимость. Чем сильнее зависимость А от В, тем сильнее власть В над А. Она увеличивается, если контролируемые вами ресурсы:

- ограниченные (зависимость создает обладание лишь теми ресурсами, которые воспринимаются как дефицитные);

- важные (люди зависят от вас, если у вас есть ресурсы, которые представляют для них ценность);

-незаменимые (чем меньше возможность найти замену ресурсам, которые находятся у вас, тем большей властью вы обладаете).

№ 9 Тактика власти.

На основе результатов проведенных обследований были сделаны обобщающие выводы, которые позволили определить семь основных тактических способов власти:

убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуман­ная презентация идей и материалов);

дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к чело­веку с просьбой);

коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны других людей);

соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);

требование считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);

обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, обращение к примерам из практики извест­ных преуспевающих компаний);

применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).

Власть в организации и результаты ее работы. Долгое время тер­мин «власть» имел негативную окраску. В настоящее время отношение к нему изменилось. Менеджеры должны знать и понимать механизм власти, чтобы умело руководить людьми для успешной работы организации и достижения ее целей.

С точки зрения результатов работы организации наибольшее значение имеет власть, обеспечиваемая знаниями и опытом работы. К тому же люди, обладающие такой властью, как правило, испытывают наибольшую удовлетворенность от выполняемой работы и занимаемого в организации положения. Вместе с тем менеджеры должны быть особенно внимательны к таким работникам, чтобы по возможности не допустить их ухода на другое предприятие (особенно конкурирующее), на котором им могут быть предложены лучшие условия труда, оплаты и продвижения.


№10. Классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента.

Конфликт — это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие.

Существуют три подхода к оценке конфликта.

Первый, так называемый традиционный подход к оценке конф­ликта, получил широкое распространение в 30—40-е гг. В соответ­ствии с этим подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов сле­дует избегать любой ценой.

Второй подход, преобладавший с конца 40-х и до середины 70-х гг., заключался в том, что конфликт — это естественный эле­мент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт пози­тивно воздействует на эффективность ее работы.

Современный подход к конфликту основывается на том, что по­стоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбеж­но приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступатель­ное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры долж­ны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организа­ции, и умело управлять конфликтом для достижения целей органи­зации.

№ 11. Источники и виды конфликтов.

Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.
Причины конфликтов: ограниченность ресурсов; взаимозависимость задач; различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манерах поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации.
Виды конфликтов
.
Типологические конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые.
Внутриличностные конфликты
возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а так же в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.
Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.
Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за непринятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты - это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.
Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния на жизнь коллектива. В этом случае говорят о лихорадящих организацию конфликтах и разрушительных для коллектива противоречиях. Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, то вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.
По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтных, т. е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка.
Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

№12. Стадии развития конфликта – их содержание.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

1) Предконфликтная стадия;

2) Собственно конфликт;

3) Разрешение конфликта;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: