Социологическая система Г.Спенсера

Английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903) развивал многие идеи Конта, прежде всего его позитивистские установки и его представления об обществе, как целостном организме. Основное его сочинение – «Система синтетической философии». Он являлся основателем органической школы в социологии. Общество рассматривается прежде как взаимодействие природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органически связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер уподобил общество живому биологическому организму. В обоснование своего подхода он приводил следующие доказательства: 1. как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в их массе; 2. те и другие усложняются; 3. их части приходят во все большую зависимость друг с другом; 4. те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. Эти доказательства целиком вращались вокруг естественных обстоятельств, не принимая во внимание специфические социальные качества общества. Спенсер уподоблял правительство в государстве мозгу человека, торговлю сравнивал с кровообращением, телеграфные провода – с нервной системой.

В эволюции Спенсер выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Она объективно обусловлена потребностями людей. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В ходе соц. эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь, возрастают в размере, в разнообразии, определенности и сложности. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Соц. эволюция совершается людьми в процессе их деятельности; общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. Каждый индивид должен смотреть на себя не только с субъективной точки зрения, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе, как одного из многочисленных общественных единиц. Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия также необходимы, как и эгоистические.

Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Он анализирует многочисленные проявления соц. равновесия, в том числе равновесие между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между общество м и личностью.

Спенсер излагает свое понимание проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок. Распад начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Картина распада общества, предложенная Спенсером дает немало для понимания современных процессов, происходящих в нашем обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: