Выборка в социологическом исследовании. Методы выборки

Выборочное обследование – одна из разновидностей эмпирического исследования. Большинство соц. исследований имеет выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих социально-демографические признаки структур населения. Выборочное обследование – экономичный и надежный способ, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая является частью генеральной совокупности, отобранная с помощью социальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают с помощью математических методов. Чтобы отобрать для исследования часть объектов (единиц), социолог описывает объекты исходной совокупности. Перечень описания

единиц исходной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, выступает в качестве основы выборки. После определения объема выборочной совокупности социолог должен выбрать способ и прием формирования выборки (вид или тип выборки). Выборки делятся на три больших класса: сплошные (переписи, референдумы); случайные и неслучайные. В сплошных выборках опрашиваются все единицы отобранной совокупности. К случайным выборкам относят: вероятностную, систематическую, районированную, гнездовую. К неслучайным: стихийную, квотную, метод «основного массива». Если генеральная совокупность имеет небольшой объем, единицы отбора удается пронумеровать, и каждая из них имеет равную вероятность попасть в выборку, то применяется вероятностный тип выборки, основанный на использовании таблицы случайных чисел. Его упрощенным вариантом является систематический отбор. Если генеральная выборка велика, то приходится разделять обследуемую совокупность на более или менее однородные части, а затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Если деление происходит по стратам (соц. группам), то выборку называют стратифицированной, а если по экономико-географическим районам, то районированной.

Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой гнезда (кластеры) более мелких единиц. После отбора небольшого числа территориальных сегментов проводится выборочный или сплошной опрос проживающих в них людей. Гнездовой отбор позволяет осуществить отбор и обследование нескольких компактных групп много проще, чем десятков отдельных единий.

Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квота – это некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии, которых опрашивает социолог. Обычно квотная выборка применяется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним.

Стихийный отбор: социолог, примерно зная кого ему надо опросить идет на улицу и опрашивает всех, кого удастся или тех, кто похож на представителей генеральной совокупности. Математические процедуры при составлении выборки здесь не применяются. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива. Из жителей данного района или работников данного предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупности сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: