Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространен метод социологического опроса респондентов. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондантом различают письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение), групповые и индивидуальные и т.д. Метод опроса используется в ряде случаев:
1. когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют
|
|
2. когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения
3. когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации и т.д.
4. в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных.
Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса.
Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, теснота контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника социолог может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетирования. Виды интервью:
- свободное (не имеет плана и заранее сформулированных вопросов). Чаще всего проводится в разведывательной стадии социологического исследования.
|
|
- глубинное (преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии социального факта, но и объясняющую причины, которые обуславливают появление данных явлений)
- фокусированное (изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации)
- интервью с открытыми вопросами (проводится по заранее разработанному плану, представляющему набор вопросов, расположенных в определенной последовательности)
- интервью с закрытыми вопросами (стандартизированное)- обращение к опрашиваемым с вопросником, в котором содержатся преимущественно вопросы закрытого типа.
Перед исследователем, который проводит соц. опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль информации осуществляются разными способами, в том числе с помощью контрольных вопросов. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.