Социологический опрос т его виды

Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространен метод социологического опроса респондентов. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондантом различают письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение), групповые и индивидуальные и т.д. Метод опроса используется в ряде случаев:

1. когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют

2. когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения

3. когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации и т.д.

4. в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных.

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса.

Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, теснота контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника социолог может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетирования. Виды интервью:

- свободное (не имеет плана и заранее сформулированных вопросов). Чаще всего проводится в разведывательной стадии социологического исследования.

- глубинное (преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии социального факта, но и объясняющую причины, которые обуславливают появление данных явлений)

- фокусированное (изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации)

- интервью с открытыми вопросами (проводится по заранее разработанному плану, представляющему набор вопросов, расположенных в определенной последовательности)

- интервью с закрытыми вопросами (стандартизированное)- обращение к опрашиваемым с вопросником, в котором содержатся преимущественно вопросы закрытого типа.

Перед исследователем, который проводит соц. опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль информации осуществляются разными способами, в том числе с помощью контрольных вопросов. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: