Психологическое направление в социологии. Основные психологические теории

Психологическое направление социологии было представлено в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и др. Л. Уорд пытался обосновать психологические механизмы развития общества. Проблема причин и движущих сил деятельности одна из центральных. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он выделял первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей в пище, тепле и т.д. На их основе формируются более сложные желания: моральные, эстетические и религиозные. Желания и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества. В конечном счете он рассматривает их как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего стихийно. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило следует им. Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Эти законы осуществляются под влиянием человеческих желаний и воли. Сознательное воздействие на них, насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей.

Наряду с психологическим эволюционизмом Л. Уорда развивалось направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Г. Тард. Одной из фундаментальных проблем, решаемых Тардом, является проблема взаимодействия личности и общества. Для него первичным элементом в этом взаимодействии является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими людьми, в результате чего формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействий отдельных людей и соц. групп. Движущие силы деятельности и развития общества он видел в индивидуальной и групповой психике людей. Он исходил из того, что в основе соц. деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и соц. групп. В процессе их взаимодействия один человек или соц. группа подражают другим. Во взаимном подражании людей Тард видел изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, соц. групп и общества. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы. Три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания:

1. закон повторения, т.е. усвоения и воспроизводства людьми тех или иных новшеств

2. закон оппозиции, выражающий борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе

3. закон приспособления, т.е. адаптации людей к появившимся новшествам и изменившимся условиям жизни

Подражательные отношения ведут к обогащению отношений в обществе. Историю Тард рассматривал как непрерывную цепь подражаний.

В. Парето обосновал логическо- экспериментальный исследования соц. явлений, исходя из того, что выводы соц. науки должны базироваться исключительно на эмпирических данных. Основную цель науки об обществе Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей соц. явлений, порождаемых соц. действиями людей. Соц. действия он делит на логические (осознаны и логически обоснованы людьми) и нелогические (неосознаны, инстинктивны, спонтанны), которые являются более естественными. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето находил «источник социальной жизни». Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества, всех его сфер. Задача науки – выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, соц. групп и индивидов. Оригинальной частью соц. философии Парето является созданная им теория элит, в рамках которой им решались проблемы соц. неоднородности общества, борьбы за власть и способы ее осуществления. Соц. неравенство обусловлено психологическим неравенством людей, что прежде всего выражается в неравенстве их способностей. Наиболее способные представители общества образуют его элиту. Парето указывал на постоянную циркуляцию элит (менее способные члены опускаются в нижние, неэлитные группы и наоборот).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: