Типы моделей и организаций менеджмента

Не существует единственной идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна, как и люди, которые работают в ней. Она должна искать свою личную модель. Среди главных факторов, которые определяют выбор управленческой модели, самыми главными является: размер фирмы, характер продукции, характер среды, в котором она действует.
С точки зрения фактора внешней среды выделяют такие модели управления:

· Модель рационального внутрифирменного управления в стабильной внешней среде;

· Модель управления в условиях значительного динамического и разнообразного рынка;

· Модель в условиях динамического НТП;

· Модель приспособления к проблемам, которые возникают спонтанно, неожиданно под воздействием внешней среды фирмы.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отображение в разнообразных типах его организации. Рассмотрим модели организации менеджмента, разработанные У. Оучи: американскую, японскую, а также маркетинговую.

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии* является непрерывный рост и углубление специализации производства; решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Суть маркетинговой модели - новой философии управления определяется следующими моментами:

ü ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

ü фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан;

ü фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: