Общение руководителя с подчиненными

Деловое, профессиональное, общения в целом и межличностное частности трактуется как сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов, возникает на основе потребностей совместной деятельности и обмена значимой информацией и ориентируется прежде всего на индивидуализированного коммуникатора и рецепиента. Причем, его характерными чертами являются значительная мобильность и динамизм.

Как сложный и многогранный процесс деловое общение отличается рядом составляющих, а именно: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие сотрудников; взаимное влияние участников общения, обмен информацией, формирование межличностных отношений между субъектами коммуникативного процесса; взаимное переживания и, следовательно, взаимное понимание участниками коммуникативного взаимодействия друг друга формирование каждым участником общения образа внутреннего «Я».

Многогранность цели делового общения заключается в том, что она:

1) находится за пределами коммуникативного взаимодействия его участников,

2) заключается в самом общении,

3) касается привлечения собеседника к опыту и ценностей субъекта как инициатора общения,

4) направлена ​​на привлечение субъектов объекта-инициатора общения с ценностями и опыта партнера коммуникативного взаимодействия.

Отметим, что в процессе делового общения необходимо учитывать наличие и реализацию личных целей участников коммуникативного взаимодействия. Основными среди них являются: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в исключении ответственности, стремление повышения своего жизненного уровня, стремление власти с целью: расширение круга своих полномочий, продвижение вверх по служебной лестнице, избежание избыточного иерархического контроля, стремление повышения собственного престижа, часто сочетается со стремлением усиление престижности как занимаемой должности, так и организации, в целом.

С этой точки зрения профессиональное деловое общение мы считаем личностно-ролевой коммуникативной взаимодействием и процессом проявления всех его видов. Такое понимание автоматически актуализирует, по нашему мнению, проблему минимизации субъективизма коммуникативного взаимодействия путем отказа от таких его видов, как «контакт масок», манипулятивное общение, светское общение.

Мы считаем, что в процессе делового общения в управляющей подсистеме, представленной форматами «субъект управления N1 — субъект управления N2», «субъект управления N2 — субъект управления N3», «субъект управлинняN3 — субъект объект управления Nn»возникают особые межличностные управленческие взаимодействия и отношения. Основными среди них являются:

- Отношения служебной субординации, предусматривающие непосредственное или опосредованное официально установленную подчиненность одних должностных лиц другим с целью разработки и направления обязательных для исполнения указаний и распоряжений.

- Отношения координации, которые направляются как на согласование действий связанных отношениями подчиненности и наделенных одним должностным статусом субъектов управления, так и на обеспечение слаженности деятельности субъектов всей вертикали управления. Результатом проявления таких отношений должно стать обеспечение слаженности в работе всех подчиненных сотрудников.

- Отношения дисциплины, сущность которых заключается в установлении и поддержании всеми элементами подсистемы такого порядка, который обеспечивает точное выполнение всеми задействованными в коммуникативный процесс субъектами своих функциональных обязанностей. Очевидно, что несоблюдение порядка любым субъектом как элементом целостной системы будет, и имеет негативные последствия для всей управленческой деятельности.

- Отношения взаимной зависимости и ответственности, которые подтверждают тезис о том, что управляющая управленческая система — это не просто совокупность руководителей, каждый из которых выполняет свои должностные обязанности, а социальная система, в которой каждый чиновник маке чувствовать ответственность перед коллегами решения общих задач и достижения общих результатов.

- Неформальные, неофициальные отношения. НЕ связываясь со служебной деятельностью, они, тем не менее, осуществляют непосредственное влияние на формирование социально-психологического климата в управляющей подсистеме и, следовательно, на качество и эффективность выполнения управленческих функций и должностных обязанностей каждым руководителем как непосредственным участником коммуникативного взаимодействия.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Деятельность руководителей всех иерархических уровней, задействованных в процессе управленческой деятельности формате «руководитель — подчиненный», целесообразно рассматривать как процесс профессионально-ролевой актуализации каждого субъекта управления, основными и обязательными элементами которой целесообразно считать профессиональную и коммуникативную компетентность.

2. Особенно важное значение для коммуникативной компетентности как основы информационно-коммуникативных отношений приобретает анализ состава внутренних средств деятельности, которые используются руководителем в процессе эффективного ориентирования в коммуникативных ситуациях, возникающих в ежедневной управленческой деятельности.

3. Актуальным является исследование роли всех субъектов управления, задействованных в процессе управленческой деятельности, сквозь призму реальных образцов не только межличностного, но и групповой коммуникативного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: