Интерпретация невербального поведения

Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушения. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;

2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства ("кодировать");

3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков ("Декодировать").

Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Особенности невербальных сообщений (контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность) предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения.

Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:

- общая ситуация общения;

- индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;

- пол;

- возраст;

- степень значимости партнеров друг для друга;

- культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.

Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому велика вероятность ошибок в определении содержания многих невербальных сообщений.

Итак, интерпретируя невербальные сообщения, необходимо учитывать следующие моменты:

· уникальность невербального языка;

· неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

· изменчивость способов невербального выражения;

· зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

Термин "кинесика" был предложен американским психологом Р. Бёрдвистлом (Birdwhistell). "Кин" - мельчайшая единица, буква движения. Считывая "кины", мы в итоге можем интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Кинесика включает движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта, то есть зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющий экспрессивно-регулятивную функцию в общении.

Отношение партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической структуры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию дополнения либо замещения речевых сообщений, а, следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.

Наиболее изученными на сегодняшний день элементами кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жесты, позы, взгляды.

Мимика, или выражения лица, - важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо - это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает - других.

Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая стороны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труднее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение.

Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Решающим фактором при утрировании или сокрытии мимических движений оказываются культурные традиции.

Поль Экман разработал технику, получившую название "Система Кодирования Движений Лица" (Facial Action Coding System). Основанная на анализе мышечных изменений методика позволяет свести любые наблюдаемые движения в систему единиц действий. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действий, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, кусание губ).

Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимических реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин.

Контакт глазами - также структура кинесики, выполняющая, прежде всего функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений.

Контакт глазами может указывать на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может быть неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд "без согласия" часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию.

Исследования показывают, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд.

Умышленный отказ от визуального контакта бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером (у него может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен). Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности невидящего взгляда (насквозь, зависание перед лицом, расфокусировка, обращение в себя или на другой объект в стороне от собеседника). Бывает и так, что способность отстраняться с помощью "невидящего взгляда" развивается вынуждено как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми).

Поза - это положение человеческого тела. Поскольку позы - одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение/исключение из ситуации (открытость или закрытость). Любые скрещивания, отклонения, максимальное мышечное расслабление демонстрируют закрытость партнера;

2) доминирование или зависимость - нависание над партнером, похлопывание по плечу, взгляд снизу, ситуативная сутулость и пр.;

3) противостояние (кулаки сжаты, поза подбоченясь, плечо вперед) или гармония (синхронизация поз, открытость, свобода).

Походка - элемент кинесической подструктуры, связанной с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.

Жесты - движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, его состоянию.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

· описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

· конвенциональные - жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие; замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

· модальные - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга и пр.; выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

· жесты, используемые в различных ритуалах.

Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это, прежде всего, самые разнообразные прикосновения.

Среди прикосновений можно выделить:

· профессиональные (носят безличностный характер);

· ритуальные (рукопожатие, дипломатические поцелуи);

· дружеские;

· любовные.

Проксемика - термин, введенный для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости ли дистанцирования.

Интимное расстояние подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (нейтральное - возня с ребенком - или негативное).

Личное пространство не предполагает обязательный физический контакт. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы.

Социальное расстояние наиболее удобно для формального общения.

Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами.

Невербальные аспекты речи передают сообщения: а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование; б) о самом говорящем - его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции - страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личности, тем не менее, слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества, но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики.

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка, неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием, изменчивость способов невербального выражения, зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

17.Общение и деятельность.

В психологии общение рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Почему так? Потому что деятельность – это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять же взаимосвязанные стороны, а именно: перцептивную, интерактивную и коммуникативную:

· перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны;

· цель коммуникативного общения в процессе деятельности – обмен информацией;

· интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

Личность в общении и деятельности

Теме общения и деятельности в социальной психологии определена особая ниша. Существует теория, которая получила множество доказательств. Каждая отдельная личность рождается с определенным набором качеств, однако, значительная доля индивидуальности приобретается им в процессе деятельности и общения, и рассчитать соотношение общения и деятельности в данном вопросе не представляется возможным.

Личность в общении и деятельности многообразна. Именно тогда и проявляется индивидуальность. В зависимости от того, с каким индивидуумом проходит общение, меняется сама личность. На первое место начинает выступать базовые свойства – темперамент, самооценка.

Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной. Причем в связи общения и деятельности, последние два вида самооценки одинаково вредны. К примеру, кадровый психолог не просто так определяет качества соискателей должности, в его цели входит как «отсев» кандидатов с завышенными требованиями к себе, так и с заниженными.

В процессе совместной деятельности, личность с завышенной самооценкой никогда не сможет признать свои промахи, тем самым, делая общение с сотрудниками бесполезным занятием. А вот личность с заниженной самооценкой, напротив, может в общении идти у сотрудников на поводу, тем самым лишая процесс совместной деятельности качественных результатов.

Личность с заниженной самооценкой часто производит угнетающее впечатление на весь коллектив, более того, иногда даже доверяя такому индивидууму к исполнению простую работу, можно не дождаться окончания, так как такие люди чаще всего сами себе ставят ограничения, через которые «пробиться» сможет только опытный психолог.

Самым желанным индивидуумом является личность с адекватной реакцией. Такой человек в общении и деятельности одинаково приятен, к примеру, он может принять открыто критику, и не устроить истерики с жалобами, что свойственно людям с заниженной самооценкой. Такая личность стремится к самосовершенствованию, она легка в общении, любой вид деятельности с такими людьми всегда будет успешен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: