Вопрос. Международная торговля: структура, динамика и ценообразование

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупате­лями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними – торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира. Являясь одной из наиболее развитых форм международных экономических отношений, исходит из двух фундаментальных экономических категорий. Во-первых, из международного разделения труда и вытекающей из него специализации стран на производстве каких-либо товаров, а, следовательно, повышения производительности труда и увеличения объемов производства. Во-вторых, из формирования интернациональных издержек производства, которые лежат в основе формирования мировых цен. Принцип сравнительных преимуществ гласит, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки на его производство. Аспекты свободной торговли. Первый аспект. Каждая страна, исходя из принципа сравнительных преимуществ, старается вывозить те товары, издержки на производство которых в ней ниже, чем интернациональные, и ввозить, наоборот, те товары, чье производство у себя в стране дороже, чем в других странах. На этом принципе формируется торговая политика любого государства. Безусловно, страна покупает и ту продукцию, которую она вообще не производит. Вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) в совокупности представляют внешнеторговый оборот страны. В принципе считается, что чем выше удельный вес внешнеторгового оборота в ВНП страны, тем более развита национальная экономика, тем больше сравнительных преимуществ она имеет Второй аспект принципа сравнительных преимуществ. Учитывая исключительное значение внешней торговли, каждая страна проводит свою торговую политику, направленную на упрочение своих позиций в мировой торговле и на повышение эффективности и полезности этой торговли для собственного национального хозяйства. Торговая политика реализуется через налоговую систему, торговые пошлины или тарифы, квотирование ввоза либо вывоза или даже просто ограничение экспорта либо импорта. Структура. Товарная структура мировой торговли изменяется, прежде всего, под воздействием НТП и углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов этой продукции, как машины, оборудование и транспортные средства, химические товары. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет примерно 1/5. Во второй половине XX в. наряду с быстрым ростом мир торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) большее место в международном обмене занимают новые услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.). Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен – мировых цен. Все многообразие экономических факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько групп: общеэкономические факторы (фаза экономического цикла, спрос и предложение, уровень инфляции и др.) факторы, связанные с производством конкретного товара (издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара, спрос и предложение); специфические факторы, которые связаны только с некоторыми видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и пр.) или с особенностями валютной политики. Помимо экономических на цены могут влиять также политические или военные факторы. Уровень цены на каждый товар на мировом рынке определяется с учетом конкретной рыночной ситуации и прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения, а также уровня конкуренции на данном рынке. За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках. Обычно это цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями или цены основных торговых центров, таких, как Лондонская биржа металлов или Чикагская торговая биржа. Остальные участники рынка при заключении сделок ориентируются на эти цены. Цены на мировом рынке существуют в нескольких видах. Контрактная цена — цена, согласованная между продавцом и покупателем в процессе переговоров. Она, как правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной. Справочная цена — цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. Но необходимо учитывать, что между справочными и фактическими ценами всегда существует определенная разница. Как правило, справочные цены всегда завышают, так как они не реагируют на изменения конъ­юнктуры рынка. Биржевые цены цены на товар, продаваемый на товарных биржах. В основном это сырье и полуфабрикаты. Такие цены опе­ративно отражают все изменения, происшедшие на рынках. Но по­скольку в биржевых ценах не учитываются условия поставки, пла­тежа и ряд других факторов, то эти цены не полностью отражают действительные тенденции в изменении цен. Аукционные цены — цены, установившиеся в результате торгов. Они реально отражают спрос и предложение товара в данный период.

Статистические внешнеторговые цены — средние цены, публикуемые в различных статистических сборниках. По ним возможно только проследить динамику изменения цен и внешней торговли, для иных субъектов рынка они могут служить только ориентиром.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: