Международный опыт развития управления качеством

Японский опыт

Во время Второй мировой войны японская продукция была известна очень низким качеством и, соответственно, крайне низкой ценой.

В конце 40-х г. ХХ в. положение резко изменилось. Мировой рынок быстро насыщался и начал требовать продукцию высокого качества. В 1946г. В 1947 г. в Японию вместе с группой специалистов был направлен Э.Деминг, впоследствии провозглашенный «патриархом» качества. Цикл его лекций был посвящен статистическому контролю качества.

Э.Деминг, учитывая сложившие обстоятельства, изложил идею преобразования разрушенной экономики Японии в последовательном выполнении 14 принципов:

1) сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг;

2) принять новую философию;

3) прекратить зависимость от инспекции;

4) прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен;

5) постоянно улучшать систему;

6) обучать на рабочем месте;

Практическая реализация этих принципов в промышленности и сфере услуг получила название «Всеобщее управления качеством» (TQM). Главная заслуга в разработке этой системы принадлежит Японии.

Союзом ученых и инженеров в 1954 г. был приглашен еще один американский специалист по управлению качеством - Дж Джуран. У него наблюдалась тенденция к абсолютной ориентации на заказчика. кардинальных направлениях улучшения качества продукции.

В 50-е г. ХХ в. в Японии стали создаваться кружки качества (Quality Circles). Они возникли как логическое продолжение развития концепций и практики управления производством (в том числе управления персоналом и качеством).

Управление качеством в США

США являются родиной концепции управления и руководства качеством, изложенных в идеях В.Шухарта, Э.Деминга, Дж.Джурана.

Система качества, разработанная Э.Демингом, не нашедшая вначале признания на родине, впоследствии легла в основу широко распространённой теории всеобщего управления качеством. Особенно ярко это проявляется на примере автомобильной промышленности.

В конце 70-х гг. ХХ в. на внутреннем автомобильном рынке США в массовом количестве стали появляться японские автомобили, качество которых было лучше американских, а цена ниже. Американцам потребовалось несколько лет, чтобы перестроить свою промышленность. В результате возникло широкое движение в области руководства качеством в масштабах всей нации. В настоящее время американские автомобили, хоть и превзошли японские по качеству, мирового признания еще не получили.

Европейские подходы к управлению качеством

Методика, предложенная Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management), предлагает структурированное множество критериев управления качеством, которые могут эффективно применяться для совершенствования деятельности любой компании или ее подразделения.

Методика ЕFQМ используется при проведении конкурса на присуждение Европейской Премии Качества. Цели методики ЕFQМ:

- удовлетворение потребностей клиентов;

- удовлетворение интересов персонала;

- влияние на общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: