Избегание категоричности в высказываниях

Катего­ричность высказываний типа «всегда» или «никогда», как по­казывает практика, не способна создавать доверительные вза­имоотношения в общении, поскольку она провоцирует кон­фронтацию, порождает сомнения в сказанном и в целом не сближает. Излишне альтернативная категоричность утверж­дений «да—нет», «плохой—хороший», «черный—белый», «стрижено—брито», «друг—враг» и др., как правило, свиде­тельствует о так называемом «лягушачьем мышлении» чело­века, при котором он воспринимает мир только в однознач­но, раз и навсегда данных альтернативных, противополож­ных друг другу категориях. О человеке, который оперирует жесткими категориями «всегда» или «никогда», мы вправе сказать, что слишком скорые категоричные выводы есть чаще всего результат его замедленного мышления. Более того, ка­тегоричность в большинстве случаев выступает одной из форм лжи. Приведем пример того, как преувеличение, доведенное до крайности, оказывает человеку «медвежью» услугу. Так, высказывания типа «Все россияне поддерживают свою Кон­ституцию», «Я всегда держу свое слово» или «Я всегда гово­рю правду» — уже изначально обречены быть поставленны­ми под сомнение. Поскольку, на примере первого утвержде­ния, стоит найтись хоть одному гражданину, который не под­держивает свою Конституцию, как утверждение уже счита­ется ложным.

Опытные коммуникаторы используют в общении слова, которые значительно отличаются от категоричных «всегда» или «никогда». В их обиходе чаще слышатся такие слова, как:

«очень часто», «как правило», «в большинстве случаев», «с большой вероятностью», «иногда», «крайне редко» и т. п.

Приведем ниже примеры замены категоричных утвержде­ний на более мягкие высказывания.

Категоричные утверждения Некатегоричные высказывания
Вы всегда опаздываете. В последнее время участились случаи вашего опоздания.
Вы всегда противоречите мне. Бывают случаи, что вы проти­воречите мне.
Ты никогда не доводишь свои планы до конца. Случается, что ты не дово­дишь дело до конца.
Вы всегда уклоняетесь от общественных поруче­ний. К сожалению, вы иногда укло­няетесь от общественных по­ручений.
Ты никогда не дослушива­ешь меня до конца. Очень жаль, но, как правило, ты не выслушиваешь меня до конца.
Вы всегда оправдываетесь. Сожалею, но вам свойственно иногда оправдываться.
Ты никогда не делаешь ни­чего вовремя. К сожалению, тебе иногда не удается выполнить поручение вовремя.
Вы всегда на что-то жалу­етесь. Странно, но вам свойственно иногда жаловаться.

9.Использование «позитивных» вопросов

В зависимости от постановки вопроса - «негативной» («У вас нет этого размера в продаже») или «позитивной» («Вы ведь позвоните мне завтра вечером?») -можно отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника.

С помощью «позитивных» вопросов, как показывает практика, действительно осуществляется некое психологическое принуждение к нужному для вас ответу. В таблице приведено несколько примеров использования «негативных» и «позитивных» вопросов.

«Негативная» постановка вопроса «Позитивная» постановка вопроса
Не затруднит ли вас это сделать? Вас ведь не затруднит это сде­лать?
У вас нет этого размера в продаже? Вы ведь найдете для меня этот размер?
Вы не находите, что это выгодное предложение? Вы ведь находите это предло­жение вполне выгодным?
У вас не найдется для меня 5 минут? Вас не затруднит найти для меня 5 минут?
Вы не позвоните мне се­годня вечером? Вам ведь не трудно будет по­звонить мне вечером?
У вас нет скидок на то из­делие? У вас ведь есть скидки на это изделие?
Вы не поможете мне в этом вопросе? Вы ведь окажете мне помощь в этом вопросе?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow