Использование правил бонтона в общении

Использова­ние в разговорном общении правил бонтона (франц. — хоро­ший тон) способно породить во взаимоотношениях особое со­стояние психологического комфорта, доверия и теплоты.

О совершенной коммуникативной культуре общения мож­но говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и др.

Как часто мы задумываемся над такими вопросами?:

• Умеете ли вы здороваться и обращаться к человеку с просьбой о чем-либо, но так, чтобы ему было приятно ответить?

• Станете ли на грубость, адресованную вам, реагировать встречной грубостью или предпочтете иные средства?

• Умеете ли вы прерывать разговор, но так, чтобы собе­седник не обиделся на вас; отказывать в чьей-то просьбе и не вызывать враждебности; прощаться так, чтобы вас хотели видеть вновь?

Положительный ответ на эти вопросы будет лишь в том случае, если все нашивыразительные средства, задействованные в общении, отличаются искренней доброжелательностью, непринужденной скромностью и неробкой почтительностью.

Не следует забывать очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении — приветливый.

Известно, что в диалоговом общении приходится выполнять разные роли, и практически в каждой из них мы должны быть на высоте.

Доброжелательность, вежливость и тактичность должны быть присущи всем:

- начальнику («Наталья Гурьевна, пожалуйста, приложите к выполнению данного задания максимум усилий и инициативы»);

- подчиненному («Извините за беспокойство, Александр Ни­колаевич (но не «извиняюсь», так как в этом случае вы сами себя извиняете), могу ли я обратиться к вам с просьбой?»);

- прохожему («Как пройти на улицу Волочаевскую, скажите, пожалуйста?»);

- пассажиру («Прокомпостируйте билет, будьте добры»);

- зрителю («Простите, у вас не будет лишнего билета?»);

- покупателю...

Общение должно происходить с помощью стереотипных слов и выражений, в которых проявляются уважительность и учтивость по отношению друг к другу.

Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему. Де­ликатность, тактичность в обращении со словами, как извест­но, является одним из важнейших правил этикета.

Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по нашему глубокому убеждению, доброжела­тельность, тактичность, высокое чувство человеческого дос­тоинства, а также осознанное понимание того, что нет на све­те излишества прекраснее, чем избыток благодарности. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, про­длевает жизнь. Все это очень точно подметил поэт В. Боков:

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру —

Продляйте добрым словом жизнь людей!

31.Речевые тактики и их использование в деловом общении.

32.Основные способы убеждения в деловом общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: