Этот прием означает умелую подачу сигналов типа «Я такой же, как вы». Это касается многих компонентов: копирования («отзеркаливания») жестов, тональности голоса, стиля общения собеседника, но в первую очередь «вычисления» приоритетной модальности оппонента с последующей подстройкой под его стратегию мыслительного процесса. Эффективно настроиться на волну оппонента можно лишь посредством НЛП-знания, в частности с помощью психотехнологии подстройки и ведения, позволяющей качественно определить сенсорный язык собеседника, т.е. то, как он воспринимает информацию с помощью зрения, слуха и ощущений.
7. Использование «метода Сократа»
Как прием эвристического (убеждающего) воздействия метод Сократа известен еще с древности. Суть его состоит в том, чтобы с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать слово «нет». Для этого необходимо подходить к теме основного разговора как бы издалека и принуждать партнера отвечать «да». Полученные от собеседника одобрительные «да» на вопросы второстепенные и порою ничего не значащие как бы прокладывают дорогу к тому, чтобы собеседник так же утвердительно ответил и на главный вопрос. Дело в том, что человек не любит менять свое мнение, и если он согласился с вами в девяти случаях, то, скорее всего, он согласится и в десятом.
|
|
Действительно, так и поступал известный древнегреческий философ, чьим именем и назван данный метод. Вступая в разговор, Сократ начинал его с тех вопросов, по которым он не расходился во взглядах со своим собеседником. Так, например, общаясь с молодым человеком в ясную погоду, Сократ начинал с того, что спрашивал его: «Не правда ли, что сегодня солнечная погода?», на что его собеседник был действительно обречен отвечать «да». Ограждая своего партнера по общению от слова «нет», Сократ прекрасно понимал, что отрицательный ответ — самое труднопреодолимое препятствие в диалоге, так как единожды высказанное «нет» потребует от самолюбия быть верным высказанному слову до конца. Именно поэтому так важно с самого начала диалога направить собеседника (с помощью выстроенных «да») на согласие и придать общению общую направленность на утверждение.
Приведем небольшой фрагмент из коммуникативно-ролевого тренинга «Девять да» по методу Сократа. Рассмотрим взаимоотношения в двух сюжетах:
«Покупатель—продавец», «Руководитель фирмы—менеджер по продажам».
Сюжет первый:
Продавец работает по методу Сократа с покупателем с целью приобретения последним необходимой одежды:
• Вы хотите себе что-нибудь купить? Могу ли я вам помочь?
• Вы хотите, чтобы костюм подчеркивал вашу индивидуальность?Не так ли?
|
|
• Вы ведь предпочитаете удобную одежду?
• У нас пополнение новой коллекции. Хотите посмотреть?
• Вы хотите производить приятное впечатление на людей?
• Вы ведь откровенны в своих суждениях?
• Хотели бы вы приобрести товар со скидкой?
• Вы ведь отдаете предпочтение стилю и качеству?
• Вам, наверное, хотелось бы выглядеть элегантно и солидно?
Сюжет второй:
Деловой разговор между руководителем и представителем другой фирмы — менеджером по продажам... Менеджер включает режим Сократа:
• Вы ведь заинтересованы в получении прибыли?
• А хотели бы вы расширить рынок сбыта?
• У меня для вас есть сюрприз. Хотите узнать, какой?
• Хотели бы вы, чтобы о вашей фирме узнали зарубежные партнеры?
• Вы ведь предпочитаете прежде всего гарантии?
• Вы настроены на плодотворное сотрудничество?
• Вы ведь заинтересованы в том, чтобы иметь больше партнеров в вашем секторе рынка?
• Вы хотите иметь отношения с надежным партнером?
• Вы одобрите выгодное для себя предложение?
В заключение несколько рекомендаций по использованию метода Сократа:
• Безусловно недопустимо «агрессивное» принуждение собеседника с целью отвечать «да», ибо это может только оттолкнуть его.
• Крайне важно чередовать принуждение в адрес собеседника с побуждением к высказыванию своего отношения к обсуждаемой проблеме.
• Вполне целесообразно привнести в данный метод комплиментарность, поскольку не следует забывать, что мы все чувствительны к комплиментам.