Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст. 1) преступление — захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.
В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:
- любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
- чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
- в отношении заложника — гражданина РФ;
- гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории РФ.
Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.
Конвенция 1979 г. (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «иностранного элемента»).
69. Международное сотрудничество в борьбе с "отмыванием" доходов, полученных от преступной деятельности
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов. В их числе — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., договоры о правовой помощи и др. В настоящее время Федеральным Собранием РФ рассматривается вопрос о ратификации Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.
Помимо международных договоров, вопросы борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируются также документами ООН (Доклад Целевой группы ООН по финансовым мероприятиям 1990 г., Типовой закон ООН о группе по борьбе с «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, и д р.), иными международными актами.
Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. «доходы» означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под «материальными ценностями» понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов. Это — совершенные умышленно:
- конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);
- утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
- приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.
Суды и другие компетентные органы государств — участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).
Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:
- законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;
- отсутствует имущество, подлежащее конфискации;
- истек срок давности.
Государства — участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
Весьма интересны и положения Конвенции о порядке оказания правовой помощи. По общему правилу, правовая помощь оказывается через центральные правоохранительные органы государств. Однако в срочных случаях запросы могут быть направлены непосредственно исполнителям (судебным органам или в прокуратуру).
Запрос должен содержать:
- наименование запрашивающего и запрашиваемого органов;
- объект, основания и мотив запроса;
-фабулу дела;
-если сотрудничество требует принятия принудительных мер — текст соответствующих законов и указание на то, что запрашиваемая мера может быть применена на территории запрашивающего государства в силу его собственного законодательства;
- если это возможно — данные о соответствующих лицах и предприятиях и материальных ценностях;
- положения о желательной процедуре исполнения запроса.
В соответствующих случаях к запросу прилагаются: заверенная копия решения о конфискации; указание на необходимость принятия предварительных мер и др. Запрос о наложении ареста на имущество, которое может быть объектом конфискации, должен также указывать максимальную сумму покрытия ущерба за потерю этих материальных ценностей.
Если имеет место конкуренция запросов от нескольких государств, правоохранительными органами проводятся консультации.
Запрашиваемое государство информирует запрашивающее государство: о ходе исполнения запроса; о результате по запросу; об отказе, отсрочке или своих условиях по запросу; об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса.
Данные, полученные в результате запроса, не должны использоваться и передаваться для другого расследования без предварительного согласия запрашивающей стороны.
Расходы по исполнению запроса, если нет договоренности об ином, несет запрашиваемая сторона.