Психологические факторы урегулирования и разрешения конфликтов

Политические конфликты, особенно в международной сфере, могут приводить к весьма серьезным последствиям: гибели людей, разруше­нию материальных ценностей, расходованию необходимых для про-

90 Глава VI. Психологический фактор политических конфликтов

дуктивного развития общества ресурсов, поэтому большое значение приобретают проблемы их мирного урегулирования.

При урегулировании политических конфликтов используется це­лый ряд приемов и подходов, основанных на учете психологических аспектов конфликтных ситуаций. Как было показано выше, в разви­тии и обострении конфликтов негативную роль играют особенности восприятия противниками друг друга. Следовательно, при урегулиро­вании конфликтов необходимо искать пути изменения такого воспри­ятия. Например, снятию негативных моментов восприятия в условиях конфликта помогает обращение к независимым экспертам.

Важным способом изменения отрицательных образов и ломки сло­жившихся стереотипов на уровне массового сознания может стать ак­тивное использование средств массовой информации. Если печать, ра­дио и телевидение вместо создания и поддержания образа врага будут подчеркивать взаимовыгодность решения спорных проблем путем пе­реговоров, у участников конфликта могут измениться представления о намерениях противоположной стороны. Для формирования адек­ватного восприятия друг друга субъектами конфликта весьма полезны непосредственные личные контакты их представителей между собой. Такие контакты позволяют открывать в другой стороне черты сходст­ва и устанавливать позитивные взаимоотношения.

Наиболее распространенный способ разрешения политических конфликтов — проведение переговоров. В литературе существует три основных подхода к определению сущности переговорного процесса. Первый подход подразумевает, что переговоры обязательно исходят из общих интересов переговаривающихся сторон и поэтому представ­ляют собой мероприятия, ориентирующиеся на сотрудничество. Вто­рой подход предполагает, что интересы сторон могут быть различными и даже взаимоисключающими, переговоры же возможны при наличии взаимозависимости их участников, позволяющей достичь выгодного для всех соглашения. Третий подход допускает как противоборство, так и сотрудничество, наличие как общих, так и взаимоисключающих интересов1.

В любом случае для успеха переговоров важно создание благопри­ятной психологической атмосферы. Сильным средством влияния на складывающуюся в ходе переговоров ситуацию может стать некий ба­ланс вознаграждения и наказания оппонента. Психологическим нака­занием может быть атмосфера напряженности, ощущение тупика за

Фельдман Д. М. Политология конфликта. М., 1998. С. 161.

§ 2. Психологические факторы урегулирования конфликтов 91

столом переговоров. Вознаграждением же могут быть положительные эмоции, связанные с чувством безопасности, собственного достоинст­ва, ощущением успеха и самореализации.

Когда речь идет о переговорах, участниками которых выступают представители разных государств и наций, учитывается их националь­ная специфика, в том числе и особенности этнической психологии. Например, отличительное свойство русского национального характе­ра — способность доводить все до крайностей, до пределов возможно­го. На переговорах это может проявляться по-разному: и как стремле­ние постоянно придерживаться чересчур жесткой линии поведения, и, наоборот, как неожиданное для партнера полное и безоговорочное принятие его предложений. Немцы уделяют больше внимания подго­товительной стадии переговоров, тщательно прорабатывают свою по­зицию. Англичане, напротив, к подготовительной стадии равнодуш­ны: они полагают, что наилучшие решения могут быть найдены в про­цессе самих переговоров в зависимости от позиции партнеров. Для китайского стиля ведения переговоров, по мнению специалистов, ха­рактерно четкое разграничение этапов переговорного процесса. На на­чальном этапе китайцы склонны обращать особое внимание на внешний вид партнеров, манеру их поведения. Уступки они стремятся делать к концу переговоров, после того как оценят возможности противопо­ложной стороны. Американцы же гораздо менее склонны следовать какому-либо строгому разграничению этапов, но все время поддержи­вают высокий темп ведения переговоров (см. главу XIV).

Для успешного ведения переговоров, кроме знаний и понимания сути спорных проблем, необходимы и определенные личностные каче­ства участников переговорного процесса. В частности, речь идет о пси­хологической готовности договариваться и принимать решения, це­леустремленности. В конфликтологии существует такое понятие, как конфликтоустойчивость, в целом характеризующая способность че­ловека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окру­жающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Кон-фликтоустойчивость определяется умением человека управлять своими эмоциями и выражать их, не оскорбляя оппонента, умением анализи­ровать, прогнозировать, находить альтернативные решения и вести полемику, стремлением решить проблему и обсуждать как свои инте­ресы, так и интересы других участников конфликта.

Серьезным фактором, влияющим на ход переговоров, могут стать установки их участников. Установки могут быть двух типов — ориен­тированные на ситуацию или на межличностные взаимоотношения.

92 Глава VI. Психологический фактор политических конфликтов

Участники переговоров, ориентированные на ситуацию, склонны ви­деть в переговорах только объективную сторону: соотношение сил, па­раметры ситуации и т. д. Участники с ориентацией на межличностные отношения готовы либо к сотрудничеству с противоположной сторо­ной, либо к конкурентным отношениям и торгу с партнером. Специа­листы по переговорам отмечают, что стремление не отступать от своей позиции может быть обусловлено «оптимистической самонадеянно­стью» участников переговорного процесса.

Важную роль в урегулировании любых конфликтов способна играть третья сторона. В политических конфликтах международного харак­тера участие третьей стороны может выражаться в оказании добрых услуг, посредничестве, арбитраже и т. д. В качестве третьей стороны могут выступать иностранные государства, международные межпра­вительственные и неправительственные организации. Но в любом случае их представляют живые люди, поэтому в деятельности третьей стороны по урегулированию международных политических конфлик­тов следует учитывать ряд социально-психологических моментов. На­пример, в истории международных отношений в прошлом часто при­бегали к практике арбитража. В последнее время такая форма урегу­лирования конфликтов используется гораздо реже, хотя существуют специальные международные органы, призванные разбирать споры между государствами в арбитражном порядке. Созданная еще в 1899 г. и расположенная в Гааге Постоянная палата третейского суда за весь XX в. рассмотрела только около тридцати конфликтных ситуаций в отношениях между государствами (см. главу XV).

Представляется, что причины столь прохладного отношения к ар­битражу как форме участия третьей стороны в разрешении междуна­родных конфликтов кроется, помимо прочего, и в психологических особенностях подобной практики. По мнению известного российского специалиста в области психологии конфликта Н. Гришиной, «модель арбитража» обладает рядом потенциальных недостатков, среди кото­рых — принятие решения «арбитром» как поиск «истины», что явля­ется неадекватным подходом к проблемам человеческих отношений; принятие решения «в пользу» одной из сторон (или решения более выгодного для нее), что вызывает негативные реакции в адрес «арбит­ра». Кроме этого, принятие решения «арбитром» закрепляет за ним ответственность за реализацию и последствия этого решения. Нако­нец, решение проблемы конфликта «арбитром» затрагивает лишь его предметный слой, но не аспект взаимоотношений участников ситуа-

§ 2. Психологические факторы урегулирования конфликтов 93

ции, поэтому полного разрешения конфликта, предполагающего дос­тижение соглашения между его участниками, не происходит1.

Примеры влияния психологических факторов на принятие арбит­ражного решения можно найти в истории. В частности, российский император Николай I вынужден был выступить в качестве арбитра в споре между государствами, победившими в I Балканской войне (1912-1913 гг.), — Болгарией, Грецией, Сербией и Румынией, которые рассорились между собой по вопросу о разделе территорий. Стремясь не обидеть ни одно из этих близких России в цивилизационном отно­шении государств, российский император предложил решение, не уст­роившее никого из участников конфликта и подтолкнувшее их ко II Балканской войне (1913 г.). Эта война усложнила и без того запу­танные международные отношения на Юго-Востоке Европы.

Еще более существенное воздействие оказывают психологические факторы на такой вид деятельности третьей стороны, как посредниче­ство. Посредником может быть не только официальный представитель государства или международной организации, но и частное лицо, если оно обладает известностью и авторитетом. Поэтому для совершенст­вования посреднической деятельности по урегулированию междуна­родных конфликтов можно использовать результаты психологическо­го исследования и обобщения практики медиации (посредничества) в конфликтных ситуациях на уровне межличностных отношений. Эти исследования свидетельствуют о более высокой эффективности по­средничества по сравнению с другими видами деятельности третьей стороны2.

С одной стороны, специалисты отмечают факт позитивного влия­ния самого присутствия третьей (нейтральной) стороны и снижения степени деструктивности во взаимодействии конфликтующих сторон. С другой — посредник организует диалог между участниками кон­фликта, тем самым активизируя их деятельность в направлении раз­решения конфликта и принятия взаимоприемлемых решений.

Но каковы условия эффективного посредничества? Важным фак­тором эффективности посредничества является мотивация по урегу­лированию отношений и разрешению конфликта; высокая мотивация сторон способствует успеху медиации. Другим важным фактором ус­пешного посредничества выступает доверие участников конфликта

1 Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 317.

2 Mediation in International Relations: Multiple Approaches to Conflict Management / Ed.
by J. Bercovich and J. Rubin. N. Y., 1992. P. 58.

94 Глава VI. Психологический фактор политических конфликтов

к самому процессу медиации. Существенный фактор — доброволь­ность и согласованность (желание всех участников конфликта) обра­щения к посреднику а также особенности самого процесса медиации, т. е. конкретной деятельности посредников.

Существуют ли ограничения в использовании медиаторства? Да, психологи отмечают и возможные негативные аспекты участия треть­ей стороны в разрешении конфликтов. Вмешательство третьей сторо­ны может нарушить стабильность, равновесие в отношениях сторон, кроме этого, третья сторона может иметь и свои собственные интере­сы (например, сохранить за собой репутацию и позицию посредника). Участие третьей стороны также может привести к заключению согла­шений, которые будут в большей степени результатом внешнего воз­действия, чем внутреннего согласия участников конфликта, что обу­словит непрочность соглашений1. Тем не менее посредничество при­знается специалистами весьма эффективным способом разрешения конфликтов.

Психолог Ч. Осгуд предложил и обосновал стратегию «постепен­ные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности» (сокращен­ное название — ПОИР, или GRIT), предназначенную для снятия на­пряжения и деэскалации конфликта. Суть этой стратегии заключается в том, что одна из сторон сначала заявляет о своем стремлении к миру, а затем делает несколько небольших примирительных акций и при­глашает противника последовать ее примеру. Предварительные заяв­ления позволяют правильно интерпретировать ее добровольные ак­ции не как признак слабости, а как добрую волю. Эти акции вызывают и определенный общественный резонанс, вынуждающий противника соблюдать нормы взаимности. Демонстрируя надежность и честность, инициативная сторона в полном соответствии с заявлением делает ряд поддающихся проверке акций и оставляет свободу выбора противни­ку для ответных шагов. Когда противник в ответ делает миролюбивые акции добровольно, его установки смягчаются.

Стратегия ПОИР предназначена для снижения международной напряженности, она носит примирительный характер, но требует со­блюдения некоторых правил. Во-первых, инициативные примири­тельные акции должны быть невелики, чтобы они не подорвали ничь­ей безопасности, а скорее, обратили внимание на готовность идти по пути примирения. Во-вторых, если другая сторона осуществит агрес-

1 RubinJ. Models of Conflict Management // Journal of Social Issues. Vol. 50, ¹ 1, 1994. P. 36.

Контрольные вопросы и задания 95

сивную акцию, первая ответит тем же, давая понять, что не потерпит эксплуатации, но ответные меры не должны быть гиперреакцией, ко­торая могла бы повлечь за собой новый виток конфликта. В-третьих, если противник также предпринимает шаги к примирению, на них следует равный или даже чуть больший ответ.

Подобные ПОИР-стратегии применяются в практике международ­ных отношений. Например, в период Берлинского кризиса в начале 1960-х гг. советские и американские танки стояли друг против друга, но постепенно обе стороны начали отводить свои танки назад, отвечая на каждый такой шаг новым шагом.

10 июня 1963 г. американский президент Дж. Кеннеди произнес речь «Стратегия мира», а затем объявил о прекращении Соединенными Штатами всех ядерных испытаний в атмосфере и не возобновлении их до тех пор, пока этого не сделает другая сторона. Советский лидер Н. С. Хрущев спустя пять дней объявил, что он останавливает произ­водство стратегических бомбардировщиков. Последовали дальнейшие взаимные уступки. США стали продавать СССР пшеницу, а Совет­ский Союз согласился протянуть между Кремлем и Белым домом «го­рячую линию» связи, которой очень не хватало во время Карибского кризиса 1962 г. Вскоре после этого СССР и США вместе с Великобри­танией заключили Московский договор о запрещении ядерных испы­таний в трех сферах. Произошло явное снижение напряженности в от­ношениях между двумя странами и в мире в целом.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы особенности восприятия друг друга сторонами политиче­ского конфликта?

2. В чем заключается феномен «зеркальных» образов?

3. Дайте характеристику групповых процессов, развивающихся в пе­риод конфликтного взаимодействия групп.

4. Охарактеризуйте способы изменения искаженного восприятия участников конфликта.

5. Какова психологическая составляющая успешного проведения пе­реговоров?

6. Что такое конфликтоустойчивость?

7. Охарактеризуйте психологические особенности арбитража.

8. Каковы психологические условия эффективного посредничества?

9. Дайте характеристику стратегии ПОИР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: