Переговоры как весьма эффективный способ взаимодействия и решения проблем широко используют в практике международных отношений и в процессе урегулирования международных конфликтов. В зависимости от критериев можно выделить несколько видов международных переговоров.
1. Критерий — цель, которую ставят перед собой участники перегово
ров:
ф переговоры в целях продления ранее достигнутых мирных соглашений;
ф переговоры о нормализации взаимных отношений участников международного конфликта;
ф переговоры с целью пересмотра ранее достигнутых соглашений в пользу какой-либо из заинтересованных сторон;
ф переговоры для достижения нового соглашения (в случаях урегулирования международных конфликтов к этому виду относится подавляющее большинство переговоров);
ф переговоры с целью получения косвенных результатов (в этих случаях стороны не стремятся достичь окончательного решения, а выясняют для себя позиции и намерения партнеров, устанавливают контакты, которые могут пригодиться в будущем).
|
|
2. Критерий — тип принимаемых в результате переговоров решений:
ф переговоры, заканчивающиеся принятием компромиссного ре
шения;
§ 1. Виды и функции международных переговоров 231
ф переговоры, завершающиеся полным разрешением конфликтной ситуации;
ф переговоры, завершающиеся частичным решением;
ф переговоры, завершающиеся асимметричным решением, которое одну из сторон устраивает в большей степени, чем другую.
3. Критерий — официальный статус участников переговоров: ф переговоры на высшем уровне; ф переговоры на высоком уровне; ф переговоры в рабочем порядке.
Переговоры на высшем уровне ведут главы государств, в силу должностных обязанностей представляющие свои страны на международной арене, или специально для этого уполномоченные главы правительств. Переговоры на высоком уровне ведут министры иностранных дел или главы аналогичных МИДу внешнеполитических ведомств, например в США — это Госсекретарь, возглавляющий Государственный департамент. Переговоры в рабочем порядке ведут дипломаты, чиновники или политические деятели менее высокого ранга. Как правило, в рамках переговоров в рабочем порядке решается основная масса рутинных, технических вопросов, а решение принципиальных проблем переносится на переговоры более высокого уровня.
В условиях международного конфликта и напряженных отношений между сторонами, наряду с прямыми переговорами, при проведении которых их участники находятся в одном месте и общаются между собой, организуют и так называемые косвенные переговоры, когда прямого контакта между участниками нет. Они могут находиться не только в разных помещениях, но и в разных зданиях, а общение между ними обеспечивают посредники.
|
|
Переговоры могут быть единичными, или разовыми, а могут быть длительными, состоящими из отдельных раундов. В таком случае и промежутки между раундами могут быть весьма длительными, но переговоры обязательно возобновляются до тех пор, пока не будет достигнут окончательный результат или пока переговоры не потеряют всякий смысл.
В современных условиях большинство переговоров имеет открытый характер, т. е. о начале переговоров объявляется публично, а их ход и результаты оглашаются. Но при урегулировании конфликтов проводятся и скрытые, конфиденциальные переговоры. Во всяком случае до поры до времени информация о переговорном процессе отсутствует. Часто это делается для того, чтобы избежать осложнений, на-
232 Глава XIV. Роль переговорного процесса...
пример вмешательства сил, не заинтересованных в урегулировании конфликтной ситуации.
Наиболее распространенная классификация международных переговоров — деление их на двусторонние и многосторонние. Двусторонние переговоры имеют более простую структуру и включают только двух участников. По мере подключения посредников двусторонние переговоры могут стать многосторонними. В многосторонних переговорах по урегулированию конфликтов участвует более двух акторов; кроме непосредственно вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон это могут быть и посредники. При увеличении числа участников переговоров повышаются требования к организации переговорного процесса.
Наиболее распространенная форма проведения переговоров — международные конференции, хотя называться они могут по-разному: встреча, совещание, конгресс и т. д. В прошлом конференции созывались для подведения итогов при завершении продолжительных вооруженных конфликтов. Такими были, например, Венский конгресс 1815 г., закрепивший результаты победы над Наполеоном, Версальская конференция 1919 г., которая подвела черту под Первой мировой войной. Как правило, в таких конференциях принимали участие только непосредственные участники конфликтов, а их итогом становилось навязывание побежденным воли победителей. В последние десятилетия в многосторонних переговорах возрастает роль международных акторов, не принимавших непосредственное участие в конфликтах, а целью переговоров становится нахождение мирного решения для всех сторон.
Участники многосторонних переговоров могут группироваться в коалиции, выступающие с единых позиций, хотя это и не исключает определенных разногласий между ними. Например, в Женевском совещании по урегулированию конфликта в Индокитае в 1954 г. принимали участие делегации СССР, КНР, США, Великобритании и Франции. Непосредственным участником конфликта из всех этих стран была лишь Франция, которая на протяжении нескольких лет стремилась восстановить полный контроль над своими прежними колониальными владениями в Индокитае. Противостояли французским войскам прежде всего партизанские формирования вьетнамских коммунистов, провозгласивших еще в 1945 г. независимость Демократической республики Вьетнам. Интересы вьетнамских коммунистов на Женевском совещании представляли СССР и КНР. Москва и Пекин были заинтересованы в скорейшем мирном урегулировании на Индокитайском
§ 1. Виды и функции международных переговоров 233
полуострове и не поддержали радикальных предложений своих вьетнамских союзников, требовавших не только прекратить войну и вывести французские войска, но и создать единую Индокитайскую федерацию, где власть неизбежно перешла бы к коммунистам. Стремление Советского Союза и Китая к компромиссу разделили делегации Франции и Великобритании. Франция не могла больше продолжать бесперспективную войну, а Великобритания опасалась, что конфликт в Индокитае будет дестабилизировать обстановку в тогдашних британских владениях в Восточной Азии. Однако позиция американской делегации отличалась от позиции их западноевропейских союзников. Внешняя политика США строилась на основе доктрины «отбрасывания и сдерживания коммунизма», и это препятствовало достижению компромисса.
|
|
Тем не менее решение было найдено, и в 1954 г. в Женеве было подписано соглашение, в соответствии с которым Лаос и Камбоджа должны были стать независимыми нейтральными государствами, Северная часть Вьетнама до 17 параллели переходила под контроль правительства ДРВ; сюда из южной части страны должны были быть выведены вооруженные формирования вьетнамских коммунистов. В Южном Вьетнаме сохранялось правительство императора Бао Дая, но через два года предполагалось провести всеобщие выборы как на севере, так и на юге, после выборов должно было быть осуществлено мирное объединение страны. Однако Женевские соглашения по Индокитаю не были реализованы в полном объеме. Этому помешали действия США, которые после ухода Франции стали активно поддерживать антикоммунистические силы на юге Вьетнама. Вскоре вооруженный конфликт возобновился. Если сначала в нем принимали участие только войска проамериканского южновьетнамского режима и южновьетнамские партизаны, то впоследствии сюда была направлена полумиллионная группировка сухопутных войск американской армии и крупные силы американских ВВС и ВМФ. Масштабы военных действий возросли и затронули весь Индокитайский полуостров и прилегавшие территории.
В этом конфликте США потерпели не столько военное, сколько политическое поражение. Оказавшись примерно в той же ситуации, что и Франция в 1954 г., США вынуждены были пойти на мирные переговоры. Эти переговоры проходили в 1973 г. в Париже при участии делегаций США, проамериканского правительства Республики Вьетнам, ДРВ и созданного коммунистами Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам. В соответствии с подпи-
|
|
234 Глава XIV. Роль переговорного процесса...
санными соглашениями, американские войска были выведены из Индокитая, что способствовало завершению войны и объединению Вьетнама. Американская внешняя политика завела США в тупик, за выход из которого пришлось заплатить международным престижем и длительным «вьетнамским синдромом».
Основная функция переговоров по урегулированию международных конфликтов — поиск решений по мирному урегулированию; кроме этой переговорный процесс объективно может выполнять еще ряд функций:
1) информационную, поскольку участники переговоров обмениваются между собой информацией, важной не только для достижения цели переговоров, но и для развития всего комплекса отношений между ними;
2) коммуникативную, поскольку между участниками переговоров, независимо от результата, происходят контакты;
3) координационно-регуляционную, поскольку так или иначе осуществляется контроль за выполнением принятых соглашений, например о перемирии или прекращении огня, и за общей ситуацией, складывающейся вокруг конфликта;
4) пропагандистскую, поскольку участники переговоров обращаются не только к противоположной стороне, но и к общественному мнению своей страны, международному общественному мнению, различным политическим силам и социальным группам;
5) функцию решения внутриполитических и внешнеполитических проблем страны-участницы.
При реализации последней из перечисленных функций официально декларируемые цели переговоров становятся лишь ширмой, а сами переговоры не приводят к позитивным результатам. Например, такая ситуация сложилась во время переговоров между военными делегациями СССР, Великобритании и Франции летом 1939 г. в Москве. Переговоры велись для того, чтобы скоординировать усилия трех государств по обеспечению военной безопасности в Европе и предотвращению агрессивных действий со стороны гитлеровской Германии. Однако правительства Великобритании и Франции, ответственные за последствия мюнхенских соглашений, пошли на московские переговоры лишь под давлением общественного мнения. На самом деле и Чемберлен, и Даладье оставались сторонниками мюнхенской политики «умиротворения» и все еще надеялись договориться с Гитлером.
§ 2. Особенности подготовки и организации переговорного процесса 235
Поэтому английская и французская делегации были направлены в Москву морским путем через Ленинград, с тем чтобы задержать начало переговоров; к тому же французская делегация не имела полномочий на подписание каких-либо значимых документов.
Московские переговоры служили прикрытием подлинных намерений не только для лидеров западных держав, но и для Сталина. Советский лидер разуверился в возможностях сотрудничества с западными демократиями и сам прозондировал почву для сближения с гитлеровской Германией. Обе стороны переговоров были неискренними в отношениях друг к другу и не стремились достичь заявленных целей, поэтому не удивительно, что переговоры закончились ничем. Но Сталину казалось, что ему удалось выиграть от задуманной комбинации. Буквально сразу после окончания англо-франко-советских переговоров в Москву самолетом, а не пароходом или поездом, прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп, с которым и был подписан советско-германский Пакт о ненападении. В итоге вместо того, чтобы остановить фашистскую агрессию, демократические страны Запада и коммунистический Советский Союз фактически открыли ей дорогу.