Характерным явлением в международных отношениях последних десятилетий стало возрастание числа и роли международных организаций. Вместе с тем общепринятого и бесспорного определения понятия «международная организация» не существует. За основу и для дальнейшего анализа можно взять следующее определение:
► международная организация — учреждение, созданное представителями нескольких государств для совместного достижения общих целей и решения задач, требующих постоянного международного сотрудничества.
Международные организации можно разделить на два основных вида — международные межправительственные и международные неправительственные организации. Международные межправительственные организации — это организации, созданные представителями официальных властей (правительств) суверенных государств. Неправительственные организации создаются представителями неофициальных неправительственных структур, существующих и действующих на территории различных государств.
Первые международные межправительственные организации появились в 20-30-е гг. XIX в. Они выросли из международных конференций — института, закрепившегося в практике международных отношений в предшествующее столетие. Международные конференции представляют собой встречи представителей нескольких государств, на которых обсуждаются интересующие их проблемы и принимаются
§ 1. Природа и типология международных организаций 281
совместные решения. Конференции по своей природе — временные мероприятия. Сроки работы конференций ограничены, хотя они могут длиться месяцы, а иногда и годы. Чаще всего конференции созывались для выработки условий мирных договоров, решения споров политического, экономического или юридического характера.
Когда в практике международных отношений появились вопросы, требующие постоянного обсуждения и принятия по ним совместных решений, конференции стали превращаться в постоянно действующие учреждения и, таким образом, приближаться по основным признакам к современным международным организациям. С точки зрения современного международного права эти признаки таковы.
1. Международная организация создается на основе международного права, значит, ее цели и задачи не могут противоречить основополагающим международным нормам и принципам.
2. Международные организации имеют договорной характер, т. е. создаются и действуют на основе международного договора.
3. Международная организация должна иметь свои постоянные представительные органы, отличающие ее от любых временных образований.
4. Сферы деятельности организации должны быть четко обозначены.
5. Международные организации имеют вытекающие из их статуса права и несут связанные с ними обязанности наряду с другими участниками международных отношений.
6. Международные организации обладают собственной правосубъектностью, отличающейся от правосубъектности создавших их государств. Правосубъектность международных организаций дает им возможность заключать юридически правомочные договоры с государствами и другими международными организациями, иметь постоянные представительства и временные делегации, действующие на основе дипломатического права.
Международные межправительственные организации имеют внутреннюю структуру, вытекающую из содержания и характера их деятельности. Как правило, в организации существует пленарный орган, в который входят все постоянные члены, а также наблюдатели из числа представителей государств и международных организаций, полноправным членством не обладающих. Пленарный орган обсуждает все вопросы, имеющие отношение к целям и задачам деятельности организации, и выносит решение в соответствии с предусмотренным устав-
282 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
ными нормами порядком. Пленарный орган работает по той же модели, что и международная организация, поэтому не может действовать постоянно. Для систематической работы в структуре организации создаются более узкие по составу оперативные органы управления, которые могут иметь разные названия: исполкомы, президиумы и т. д. Международная организация в соответствии со своим уставом может иметь лиц, возглавляющих ее (например, президентов, председателей) и отвечающих за все направления деятельности. Для технического обеспечения создаются секретариаты, имеющие собственных руководителей. Финансируется международная организация как за счет взносов государств-членов, так и за счет коммерческой деятельности (в некоторых случаях).
В теории международных отношений существует несколько типологий международных неправительственных организаций. В зависимости от целей, задач и содержания их деятельности они делятся на политические, экономические, военные организации и организации по специальным вопросам.
В центре деятельности политических организаций — вопросы преимущественно политического характера: обеспечение международной безопасности, развитие межгосударственного сотрудничества во всех сферах. Такими организациями являются Лига арабских государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. К военным или военно-политическим относятся организации, построенные на принципах военного союза и осуществляющие, кроме политического взаимодействия, совместную подготовку к возможному ведению военных действий. В годы холодной войны военно-политических организаций было довольно много — это Организация Варшавского договора (ОВД), СЕАТО, СЕНТО и АНЗЮС. Сегодня из них сохранилась лишь Организация Североатлантического договора (НАТО).
Экономические межправительственные организации занимаются проблемами, связанными с торговлей, кредитно-финансовыми отношениями, инвестиционной деятельностью. К международным экономическим организациям относятся Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ).
Большинство современных международных организаций — это организации по специальным вопросам, чья деятельность сосредоточена на отдельных сферах неполитического и неэкономического характера: транспорт — Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО); связь — Все-
§ 1. Природа и типология международных организаций 283
мирный почтовый союз, Международный союз электросвязи; культура и образование — ЮНЕСКО; здравоохранение — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Организации, занимающиеся одновременно проблемами политического, экономического и иного характера, выделяют в разряд организаций общей компетенции, такой, например, как Организация Африканского единства, недавно преобразованная в Африканский союз. К организациям общей компетенции следует отнести и Организацию Объединенных Наций.
Одновременно ООН считается и универсальной международной организацией. Деление международных организаций на универсальные и региональные основано на пространственно-географическом факторе. Членами универсальных организаций могут быть все государства мира, что вовсе не налагает на них обязательства быть ими. Кроме ООН, к универсальным относятся организации, входящие в систему ООН: ЮНЕСКО, ИКАО и др. Членами региональных организаций могут быть лишь государства конкретного международно-политического или географического региона.
По условиям членства международные организации могут быть разделены на открытые и закрытые. Большинство международных организаций являются открытыми: все государства, соответствующие критериям полноправного членства, могут вступить в них; государства, которые не соответствуют критериям полноправного членства, но проявляют интерес к деятельности организации, могут присутствовать в качестве наблюдателей. Закрытые организации сами отбирают кандидатов для вступления в свои ряды и делают им специальные приглашения. Пример такой закрытой организации — НАТО.
В истории политической мысли и в теории международных отношений сложились разные, зачастую прямо противоположные, представления о месте и роли международных организаций в мировом политическом процессе.
Представители реалистического направления (политический реализм, неореализм) полагают, что международные организации играют второстепенную роль в международных отношениях. Они рассматривают международные организации либо как поле, на котором государства могут отстаивать свои интересы, либо как инструмент внешней политики какого-либо отдельного государства или группы государств.
Представители либерального направления (политический идеализм, неолиберализм) связывают с деятельностью международных инсти-
284 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
тутов надежды на перестройку всей системы и структуры международных отношений. По их мнению, международные организации могут играть не только отличную от государств, самостоятельную роль в международной политике: они способны постепенно оттеснить государства на периферию такой политики. Более того, либералы и неолибералы всегда полагали, что международные организации могут иметь не только межгосударственный, но и наднациональный характер, т. е. занимать положение над властью отдельных национальных государств. В последние десятилетия неолибералы говорят о возрастании роли международных институтов на фоне резкого снижения роли национальных государств и размывании самого понятия государственного суверенитета.
Обе точки зрения имеют право на существование, поскольку отражают разные стороны одного и того же мирового политического процесса, в первом случае обращаясь к его прошлому, а во втором — к будущему.
С одной стороны, и в прошлом, и в настоящем в рамках международных организаций государства реализовывали свои национальные интересы, собственно, ради этого они туда вступали и вступают. Как показывает политическая практика, международная организация может стать инструментом политики какого-либо государства, если государство будет полностью контролировать деятельность такой организации, оказывать решающее воздействие на принятие и реализацию решений. Примером может служить Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), бывшая в годы холодной войны инструментом политики США и оставшаяся таким инструментом после ее окончания. Точно так же Организация Варшавского договора в период холодной войны была инструментом внешней политики СССР.
С другой стороны, очевидно увеличение численности международных организаций и повышение их роли в мировой политике. Более того, практика международных отношений свидетельствует, что международные институты, создававшиеся и первоначально функционировавшие как межгосударственные, со временем могут приобретать наднациональные черты и функции. Примером может служить опыт европейской интеграции, путь которой лежал от Европейского экономического сообщества (ЕЭС) к Европейскому Союзу (ЕС).
С появлением международных организаций появились иные возможности для разрешения межгосударственных конфликтов, а в последнее время — и для внутриполитических.
§ 2. Место и роль ООН в современном мире 285