Многие современные межгос-венные организации разрабатывают и принимают так называемые административно-регламентационные акты, которые содержат правила, относящиеся к различным аспектам их внешнего функционирования и способствуют осуществлению их уставных задач (например, административные регламенты (МСЭ, ВПС); технические регламенты (ВМО); международные стандарты (ИКАО); медико-санитарные правила (ВОЗ); международные правила (МАГАТЭ, Межд-й орган по морскому дну); регламенты (Европейский Союз)
По своей юридической силе акты межд-х орагнизаций могут быть как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер.
Самой универсальной международной организацией является ООН. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). СовБез - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения СовБеза выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих межд-х учреждениях.
Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки межд-х ситуаций и направления совместной деятельности.
В русле этих процессов можно отметить и повышение удельного веса правил, норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых независимыми международными структурами.
Нормы мягкого права (soft law)
Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений. В одном случае речь идет об особом виде норм МП, в другом – о неправовых межд-х нормах.
В первом случае к этой категории относят нормы, которые не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Как правило, подобные нормы содержатся в актах межд-х организаций.
Отличительной особенностью норм «мягкое право» является особый «мягкий» механизм действия, включающий и «мягкую» ответственность. Этот механизм является не юридическим, а политическим. Нарушение нормы «мягкого права» влечет не юридическую, а политическую ответственность. Действие такого рода норм не регулируется правом, что вовсе не означает, что совершаемые на их основе действия могут выходить за рамки права. Это не является исключительно теоретическим выводом. Соответствующие моменты находят достаточно четкое понимание в практике гос-в.