Четыре первичных мотива (по МакКлелланду)

14. Ноя, 2010

Четыре основные мотива, движущие людьми — выведены David C McClelland (1917—1998) из других теорий личности (они много исследовали мотив эффективности). Предположительно, формируются во время ранего детского взаимодействия с родителям. Подробнее в следующем посте.

[ach] Мотив эффективности / достижения

Нейрофизиолоигческая основа: повышенная активность участков мозга, отвечающих за вторую сигнальную систему, речь, обобщение и работу с символами (Ад в НЛП).

Ориентация внимания: на себя; на будущее.

Операциональное определение:

o быть лучше других;

o вызов, интерес — быть лучше себя;

o долгосрочные проекты с возможность реализовать себя;

o рациональность и эффективность во всех сферах жизни.

Основное желание: делать лучше, понимать больше, предвкушение успеха; узкая специализация личного мастерства; постепенно выполнять всё более трудные задачи на высоком уровне; работать самостоятельно.

Ключевые аспекты мышления:

o личная ответственность — в своих делах я разбираюсь лучше остальных и я гарантирую это, свою компетентность и предсказуемый результат если делаю сам;

o стандарт сравнения — я знаю по сравнению с чем/кем я лучше и с чем/кем я хуже, я знаю свои текущие параметры развития мастерства, своё положение на лестнице развития и следующую цель-ступеньку к которой стремлюсь;

o обратная связь — мне нужно постоянно и точно знать где я ошибаюсь, чтобы менять свои действия на пути достижения цели и повышения личной эффективности; спасибо что хвалите, но я и так знаю что я крут — лучше помогите мне стать лучше.

Ранее детство: самостоятельность как ключевое воспитание, установление родителями планки, поощрение за её достижение и поднятии её выше. За провал не наказания, а предоставление информации о том, как сделать.

[pow] Мотив влияния / силы

Нейрофизиолоигческая основа: повышенная активность участков мозга, отвечающих за зрение, наблюдательность, выделение норадреналина (В в НЛП).

Ориентация внимания: на процесс, занятие; на иерархию.

Операциональное определение:

o влияние (способность изменять поведение других людей);

o воздействие (способность эмоционально вовлекать);

o контроль над другими;

o престиж, статус, уважение других людей.

Основное желание: влиять сильнее, значить больше, предвкушение соревнования; держать всё под контролем; быть уверенным, но рисковать.

Ключевые аспекты мышления:

o мир поделён конкурирующими (pow-) людьми — в первую очередь важно не то какой я, а то против кого я: управлять им можно если найти его слабые места быстрее, чем он найдет мои;

o столкновения — напряженные эпизоды, конфликты и соревнования это лучшее что может быть в этой жизни. Правильно созданный конфликт ведёт к перераспределению власти в мою сторону;

o престиж, статус и репутация — события меняют расклад среди сильных людей, я учитываю так чтобы мои действия повышали кого нужно мне, сохраняли кого нужно мне и опускали кого нужно мне;

o целесобразность — важно то, что ведёт к достижению моей цели: цель оправдывает средства; конечная цель не получение чего-либо конкретного, а создание системы поддержания и распространения моего влияния;

o руководство — главное правильно организовать и воодушевить других людей (желательно ach) вокруг моих целей, чем делать что-угодно самому.

Очень важный показатель для pow — умение трансформировать свою агрессию. Затормозить импульсивную реакцию (набить морду, изнасиловать) и использовать это внутреннее «горение» для продуманных действий — соревнования по правилам, по понятиям. Если вместо трансформации используется подавление, это приводит к разнообразным болезням. Поэтому (и ещё повышенной склонности рисковать) pow живут меньше, чем другие.

Если вам показалось, что это чисто мужское описание, то вы ошибаетесь. По результатам тестов женщин с таким мотивом было столько же сколько и мужчин — просто из-за социального ролевого обучения их агрессивное поведение проявляется в других формах чем открытый мордобой.

Ранее детство: индифферентность родителей к проявлению агрессии и сексуальности; среда повышенной скученности людей.

[aff] Мотив причастности

Нейрофизиолоигческая основа: повышенная активность телесных рецепторов и механизма эмпатии (К в НЛП).

Ориентация внимания: на людей; на позитив.

Операциональное определение:

o находить друзей;

o сохранять друзей;

o общаться;

o коллективная деятельность.

Основное желание: веселится больше, предвкушение дружелюбия; сопричастность, быть с людьми, делать что-угодно только в группе; миролюбие, комфорт, расслабленность, развлечения.

Ключевые аспекты мышления:

o интимность — качество моей жизни зависит от того сколько людей мне доверяют, меня любят; я стараюсь понять людей, налаживать с ними всё более тесные взаимоотношения;

o сотрудничество и принятие — все люди добрые и дружелюбные такими какие они есть сейчас; ненужно никаких конфликтов, давайте успокоимся и полюбовно всё решиться;

o доверчивость — мне друг дал такую замечательную книгу о боге;

o состояния важнее результатов — мне просто важно находится рядом с тобой и чувствовать это, нет никаких тут скрытых или явных целей.

Эти люди имеют наивысший индекс счастья по тестам и живут дольше всех остальных.

Ранее детство: вне зависимости от того что делает родители с теплом относятся к ребёнку и его хвалят.

[avd] Мотив избегания

Нейрофизиолоигческая основа: повышенная тревожность.

Ориентация внимания: на страхи, боязнь и беспокойство.

Операциональное определение:

o легко запускаемый страх;

o центральный образ угрозы/врага;

o постоянный поиск способов избавления;

o подавленное индивидуальное мышление.

Основное желание: тревожится меньше, спрятаться, быть в безопасности; найти «таблетку от всего», быть не хуже других.

Ключевые аспекты мышления:

o стереотипность и ч/б мышление — приверженность крайностям, слабо развитая когнитивная дифференциация; замкнутость на своей правоте, плохо учатся новому (исключения: быстро нахожу то, что снижает мою тревогу; например, употребление алкоголя или втыкание в тв);

o наличие образа угрозы — всё вокруг враги хотят меня обмануть, подставить, ограбить. Есть несколько «своих», но они со мной только по тому что у нас общий враг;

o стремление находится в группе людей — как ни странно, запуганные люди собираться в толпу и действуют в ней «как все». Повешенное бездумное принятие групповых норм;

o восприимчивость к чужому мнению — подчинение авторитетам, особенно если те предлагают «таблетку от всего».

Является антиподом (задавленным одним из) прошлых трёх. Формируется при невозможности влиять на ситуацию, понимать какие мои действия приводят к результату и беспричинному отвержению со стороны людей. Боязнь провала, страх работы; боязнь победить, страх власти; боязнь отвержения, страх интимности; воспитанная беспомощность.

Ранее детство: авторитарный родительский контроль и дисциплина. Бессмысленны наказания без привязки к заслугам/провалам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: