double arrow

Новоевропейская культура

Новоевропейская культура началась в XVII в. и продолжается по настоящее время. За этот период она существенно изменялась, но осталась такая существенная особенность как ее секулярный характер. Это культура светская, обмирщенная и десакрализованная. Только в ней возможен атеизм не просто как индивидуальное умонастроение, а как заявленная и сосуществующая с другими позиция в культуре. Еще одна особенность - антропоцентризм.

О величии человека свидетельствуют самые известные из всех фрагментов «Мыслей» Паскаля: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, - человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью, что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Паскаль исходит из того, что в мире есть две реальности - Вселенная и человек. Одна из них несравненно могущественнее. Другая - «возвышенней», возвышенность человека - в его разуме. Это новое умонастроение, самоощущение и мировосприятие новоевропейской культуры. Самым главным для человека оказалось не бесконечность Вселенной, а именно его исключительность в мире.

Эпоха Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Просвещение было мощным интернациональным идейным движением. Оно зародилось в Англии еще в конце 17 в. - одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18 в. достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых были Ф. Вольтер (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), Ш. Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. В более или менее упрощенной форме они становились достоянием масс, и особенно ярко это проявилось в бурные годы английской, американской и французской революций.

В эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развивавшийся в западноевропейской мысли еще в средние века. В глазах просветителей Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. Стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло ощущение, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, общество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам. В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс?

Еще в годы Английской революции оформилась мысль о том, что государственная власть - результат общественного договора, заключенного между народом и избранными им правителями. Отсюда следовало, что неправедных правителей можно свергнуть. Эта теория, разработанная Д. Локком, в 18 в. Была подхвачена французскими просветителями. Д. Дидро полагал, что «общество избирает себе государей только ради надежной охраны своего счастья и рада самосохранения», поэтому на деспотизм властей позволительно отвечать насилием.

Руссо, в трактате «Об общественном договоре», противопоставлял современное общество естественному первобытному состоянию, при котором люди были равны. Гармония была нарушена, когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов, распространяющихся на всех граждан, должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе. Однако условия общественного договора, по мнению Руссо, быстро оказались забытыми, и подданные уравнялись в одном - в своем бесправии перед деспотизмом.

Оценивая результаты исторического развития человечества, Руссо видел их трагически двойственный характер. Цивилизация принесла свои богатые плоды, в какой-то степени облегчив и улучшив жизнь людей, но гармония «золотого века» безвозвратно канула в прошлое. Не все просветители, подобно Руссо, идеализировали первобытность, но теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: