Реформация и секуляризация культуры

Культуру Нового Времени от всех других эпох и типов ее развития отличает секулярный (светский, мирской) характер. Долгие тысячелетия ни о какой секулярности культуры не могло идти и речи. Первобытная культура была культом, т.е. совпадала с религией и богослужением. Древневосточную культуру отличает от первобытной только изменение в самом культе, а вовсе не его преодоление. Античность значительно преодолела ритуал, создав явно неритуальные философию, искусство, словесность, театр. Они уже не включены в культ, создаваясь людьми и для людей. Наступившая в Новое Время секуляризация культуры - феномен исторически уникальный.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564).

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. М. Лютер, бывший монах нищенствующего ордена августинцев, сбрасывает с себя рясу и надевает светское платье. В 1525 г. он идет еще дальше и женится на бывшей монахине. Лютер искренне полагал, что пребывание в монашестве порождает у христианина дополнительные соблазны. Соблюдение обетов целомудрия, бедности, послушания только уводит от спасения, создавая искусственную ситуацию борьбы человека с самим собой. Чтобы служить Богу, вовсе не к чему запирать себя в стенах монастыря или просить милостыню у мирян. Лютер, а затем и весь протестантский мир сменяет монастырскую аскезу на аскезу в миру. Весь мир для протестанта есть монастырь, а жизнь человеческая - непрерывное служение Богу. Спасение для всех - выполнение своих мирских обязанностей.

Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех - критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство. Протестант наедине с Богом, но окружен миром. Поскольку жизнь для него испытание, бремя, дело, протестант трудится, овладевает миром вещей, становится над ними. «Трудись и молись» - основной принцип жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: