В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация

В 15-16 вв. два явления в культуре - Ренессанс и Реформация - произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс. Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине 14 в. и продолжала развиваться на протяжении 15 и 16 вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве.

Культура Ренессанса - культура свободных городов, освобождение человека от сковывающих рамок средневековой традиции, норм и идеалов. Борьба партий, классов, городов. Росло значение «пополан» -купцов, менял и ремесленников Развитие торговли, промышленности и банков придавало уверенности третьему сословию. Оно твердо стояло на земле, верило в себя, богатело, смотрело на мир другими глазами.

Идеал Ренессанса - образ универсального человека, создающего самого себя.

Гуманистическое мировоззрение ренессанса. На смену средневековой идеологии, изучению божественного, началось исследование творений рук человека - humana studia - «гуманист», «гуманизм». Вместо Священного Писания стали изучать сочинения мудрых людей всех времен, особенно Древней Греции и Рима. Роль Византии. Дискуссии за стены университетов. Флоренция Козимо Медичи Платоновская академия. Комплекс гуманитарных знаний - грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика.

Главная проблема: насколько ценен человек, велик он или ничтожен, какое место занимает в мире? Гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта - отличительная черта общества.

Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека». Бог обращается к человеку: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению».

Основы искусства эпохи Возрождения. Начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических. Устанавливается новое отношение к искусству как особой области человеческой деятельности, которая не исчерпывается религией. Гуманизм выдвинул идею самостоятельности человеческого мира, существующим наряду с небесным и ангельским. Возникла теория изобразительного искусства как специальная область знания. В средневековом представлении искусства делятся на: «свободные» (риторика, геометрия), «возвышенные» (поэзия) и «механические» (живопись, скульптура, архитектура). В эпоху Возрождения изобразительные искусства сближаются с «возвышенными» и «свободными». Живописец и ваятель становятся философами, что было невозможно ни в древности, ни в средние века.

Художники Возрождения не только наблюдали и воспроизводили натуру, они изучали ее и устанавливали закономерности. Важнейшим достижением искусства было открытие перспективы. Открытие перспективы изменило видение мира. Искусство обращалось не к избранным, способным понимать язык символов, а к любому зрителю, умеющему видеть красоту мира и человека. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буаноротти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Высокое представление о человеке неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Наступала эпоха стихийного и бурного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в 16 в. - в эпоху позднего Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: