double arrow

I. Стилистика

1. Стилистика как научная дисциплина. Факторы, определяющие статус стилистики как самостоятельной области современной лингвистики. Стилистика и описательные дисциплины. Предмет и задачи стилистики. Основные категории стилистики (стиль, жанр, стилистическая норма, стилистическая ошибка, стилистическая компетенция, стилистическая маркированность, функциональный стиль, тип внутринациональной речевой культуры). Структура стилистики: стилистика ресурсов, функциональная стилистика, историческая стилистика, практическая стилистика, стилистика текста. Место стилистики в ряду речеведческих дисциплин.

2.Стиль как базовое понятие стилистики. Сложность в определении понятия.

Лингвистическая сущность стиля. Определение стиля в работах В.В.Виноградова.. Понятие стиля языка и стиля речи. Понятие речевого жанра. Стиль и жанр. Структура стиля. Системность стиля. Учение о трех стилях.

3.Стилистические ресурсы современного русского литературного языка. Понятие стилистических ресурсов. Языковые явления, лежащие в основе формирования стилистических ресурсов. Синонимия. Коннотация. Виды коннотации.

Стилистический потенциал лексико-фразеологического уровня. Стилистические ресурсы словообразования. Стилистические ресурсы грамматики. Стилистический потенциал фонетических средств.

4. Стилистическая норма. Коммуникативный характер стилистической нормы (принцип коммуникативной целесообразности). Нормы языковые и стилистические. Понятие стилистической ошибки. Типы стилистических ошибок. Понятие коммуникативного сбоя и коммуникативной неудачи.

5.Функциональная стилистика. Понятие функционального стиля. Единство экстралингвистических факторов и интралингвистической репрезентации. Стилевая доминанта (конструктивный принцип) функционального стиля. Информационная программа стиля. Реализация коммуникативной модели. Структура функционального стиля.. Принцип жанрово-стилевого единства. Функционально-стилевая парадигма современного русского литературного языка. Критерии классификации. Характеристика функциональных стилей по признаку герметичности – проницаемости. Явления диффузности в системе функциональных стилей. Спорные вопросы теории функциональных стилей.

Научный функциональный стиль. Стилевая доминанта: обобщенность, отвлеченность, логичность. Пресуппозиции научных текстов. Тип адресанта и адресата. Информационная программа научного стиля. Языковые особенности. Ядерные и периферийные жанры научного стиля.

Официально-деловой функциональный стиль. Стилевая доминанта. Констатация и императивность. Социально-ролевые отношения между адресантом и адресатом в сфере деловой коммуникации. Особенности реализации информационной программы. Языковые особенности. Классификация текстов официально-делового стиля по степени жесткости. Структура официально-делового стиля.

Публицистический стиль. Его место в функционально-стилевой парадигме современного русского языка. Принцип чередования и экспрессии как конструктивныей принцип публицистических текстов. Особенности реализации коммуникативной модели в публицистическом стиле. Информационная программа публицистического стиля. Усложненность структуры стиля, причины подобной усложнённости. Функционирование текстовых категорий в публицистическом стиле. Понятие "язык СМИ", его сложность и многомерность. Основные стилистико-языковые особенности различных видов СМИ (печать, радио, телевидение).

Жанры публицистического стиля. Критерии классификации. Информационные, информационно-аналитические жанры. Тематическое, композиционное и языковое единство различных жанров публицистического стиля.

Разговорная речь. Феномен разговорности. Статус разговорной речи в системе современного литературного языка. Из истории изучения русской разговорной речи. Спонтанность, линейность, избыточность/недостаточность, ситуационная обусловленность, межличностный характер общения, политемность как отличительные характеристики разговорной речи. Реализация информационной программы в разговорной речи. Языковая специфика разговорной речи. Вопрос о кодифицированности разговорной речи.

Язык художественной литературы. Особое место языка художественной литературы в общей системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Реализация эстетической функции. Использование разностилевых средства в художественных текстах. Основные признаки языка художественной литературы.

6. Язык и стиль рекламы. Общие особенности рекламных текстов. Классификация рекламных текстов. Вопрос о функционально-стилевом статусе рекламных текстов. Специфичность текстов рекламы: максимальная компрессия, синтез вербального и невербального, аграмматизм. Нелинейный характер структуры рекламных текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: