Три «Я»-состояния по Э.Берну

РОДИТЕЛЬ (Р) — уверенность в правоте своих моральных требований, авторитетный тон, покровительство и защита слабых, «наша совесть», «автопилот, принимающий обыденные ру­тинные решения, и тормоза, автоматически удерживающие человека от опрометчивых поступ­ков», в то же время безапелляционность суждений, догматизм, сознание своего превосходства, присвоение права наказывать и т.д.

Девиздолжен, нельзя.

ВЗРОСЛЫЙ (В) — расчет, контроль за собственными действиями, контроль за действия­ми двух других «Я»-состояний, трезвые оценки, понимание относительности догм, ориентация на действия, в то же время излишний скептицизм, скованность (недостаток импровизации), ограниченность фантазии, недооценка эмоциональных сторон жизни и т.п. Канал получения знаний, требующий волевого и физического усилия.

Девизцелесообразно, полезно.

ДИТЯ (Д) (или ребенок) — источник желаний, влечений, потребностей; радость, интуи­ция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность, доверчивость, а в то же время страхи, капризы, недовольство, робость, неуверенность, беспомощность, несдержанность. Эмоциональный канал, самый быстродействующий.

Девизхочу, нравится.

Ниже в таблице даны описания проявления «Я»-состояний (рис. 3.12).

Согласно теории Берна, трансакции, т.е. единицы комму­никаций, делятся на три большие категории: параллель­ные, перекрестные и скрытые — в зависимости от того, какие состояния соединяет стимул и реакция. Примеры со­ответствующих трансакций показаны на рис. 3.13; 3.14; 3.15.

Рис. 3.12. Проявление "Я"-состояний

Примером параллельной трансакции может быть такой диалог:

Начальник — Лена, вы отправили письмо, которое я подписал вчера вечером?

Секретарь — Я отнесла его в экспедицию. Если хотите, я проверю, отправлено ли оно.

Рис. 3.13. Параллельные трансакции

Рис. 3.14. Перекрестные трансакции

Следует обратить внимание на то, что характер трансак­ции сильно зависит от того, каким образом произнесена реплика. В частности, если вопрос в приведенном выше примере задан руководителем спокойным, ровным тоном, то стимул исходит из состояния «взрослый» и адресован тому же состоянию секретаря. Если же этот вопрос задает­ся раздраженным тоном, то этот стимул можно рассмат­ривать как исходящий из состояния «родитель» и адресо­ванный состоянию «дитя» собеседника. Если при этом сек­ретарь отвечает ровным тоном, то возникает перекрестная трансакция, где стимул соединяет состояния «родитель — дитя», а ответ — «взрослый — взрослый» (см. левую схему рис. 3.14).




double arrow
Сейчас читают про: