Упражнение 26 попробуйте озвучить придуманные трансакции, обращая внимание на тон, которым произно­сятся реплики

Если вы уловили смысл описания трансакций по Берну, то попробуйте составить трансакции (т.е. придумайте две реплики: стимул и ответ), соответствующие правым схемам на рис. 3.13; 3.14. Постарайтесь придумать трансакции, относящиеся к деловому общению.

Попробуйте озвучить придуманные трансакции, обращая внимание на тон, которым произно­сятся реплики.

Более сложным видом трансакции является скрытая трансакция. Она происходит как бы в двух измерениях. Одно из них называется социальным и описывает формальную сторону общения. Второе измерение, психологическое, от­ражает подтекст сказанного. Очевидно, что описание од­ного и того же события в этих двух измерениях может выг­лядеть по-разному.

На рис. 3.15 показана схема скрытой трансакции, которую можно проиллюстрировать следующим примером.

Рис. 3.15. Скрытая трансакция {сплошными линиями показаны трансакции на соци­альном уровне, пунктиром — трансакции на психологическом уровне)

Начальник (выходя из кабинета, смущенным тоном) — Леночка, вы не находили после­дний вариант моего доклада на Совете директоров?

Секретарь (строго) — А вы все проверили у себя на столе?

В данном случае на социальном уровне происходит обще­ние взрослых людей. Психологически же смущенный поте­рей документа начальник обращается к секретарю за по­мощью из состояния «дитя». Поскольку это, по-видимому, случается не в первый раз, секретарь отвечает из состоя­ния «родитель», как бы подразумевая: «У вас на столе все­гда такой беспорядок, там может затеряться любая бума­га».

Скрытые трансакции могут быть весьма эффективными.Онипозволяют людям «сохранять лицо» в трудных ситуациях или не обострять отношения, если приходится разговари­вать о щекотливых вопросах. Однако для того, чтобы скры­тая трансакция сработала, необходимо, чтобы ее «прочли» оба собеседника.

Если вы хотите сделать коммуникации эффективными, не­обходимо увидеть, на какой позиции находится ваш парт­нер, и знать, в какое ваше «Я»-состояние направлен ком­муникативный стимул. В зависимости от этого вы можете сохранить характер трансакции (если она параллельная и вас устраивает) или попытаться ее изменить.

Изменение трансакции наиболее эффективно осуществля­ется путем так называемой амортизации, т.е. признания те­зиса партнера, даже если вы с ним не согласны. Амортиза­ция позволяет сохранить параллельный характер трансак­ции на первом шаге общения, а затем перевести коммуни­кацию в нужное русло. В деловом общении обычно наибо­лее эффективны трансакции типа«ВВ-ВВ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: