1. Лексика как наиболее подвижный уровень языка. Изменение словарного состава языка во времени. Активный и пассивный словарный запас языка.
2. Устаревающая и нарождающаяся лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы и окказионализмы.
3. Виды дифференциации лексики по стилистической функции.
4. Виды дифференциации лексики по территориальной распространенности.
5. Лексикография. Типы лингвистических словарей.
Задания:
1. Какие из перечисленных слов входят в ваш активный словарь, какие - в пассивный? Значения незнакомых слов уточните по словарю.
Веретено, принцип, жерло, микроб, трапеция, эхолот, супонь, благоговение, аппликация, кокон, экзекуция, форсунка, литавры, педиатр, крона, гончар, кушанье, ноша, кузнец,, номад, дистрибуция, перевод, успех, дисциплина, трансформация, восторг, харчи, блюминг, эпицентр, стремя, ихтиозавр, эквилибрист.
2.Выпишите словарные статьи на одно слово из трех разных словарей: Какие различия в представлении слова вы находите? С чем это связано?
|
|
Подготовьтесь к контрольной работе. Примерные задания:
Определить тип переносного значения (метафора, метонимия).
Определить тип устаревшего слова (историзм, архаизм).
Основная литература
Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.165-182.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.
Практическое занятие6:
Фразеологические единицы языка.