1. Грамматика и грамматический строй языка; понятия морфемы, алломорфы, варианта морфемы.
2. Существующие классификации морфем: корни и аффиксы, типы аффиксов по отношению к корню.
3. Исторические изменения в морфемной структуре слова: опрощение, усложнение, переразложение.
4. Основные понятия словообразования: основа, производность, регулярность, словообразовательная модель; способы словообразования.
Задания:
Разделите на морфемы следующие слова:
Русск. забор, ловля, убеждаю, сидевший, головешка, любовь, братья, ненавистный, любовь, объявление.
Англ. children, bookish, worked, wisdom, impossible, rooms, discover, available.
2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов?
Русск. а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.
Англ. а) chatter, greater, writer, daughter, diner, either, ever; b) writes, whiles, needs, ours; c) evening, duckling, meeting, earring.
3.В следующих словах укажите омонимичные аффиксы:
Русск. а) беру, воду, врачу, несу, (в) боку; б) море, шире, сестре, (о) добре; в) родина, домина, долина, скотина, свинина.
Англ. а) teacher, quicker, chapter; b) ships, speaks; c) income, innocent, inhabit, invite.
4.Определите тип основы в следующих словах (производная, непроизводная). Обоснуйте свой ответ.
Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля.
5. Укажите слова, у которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление?
Колесник, ожерелье, облако, вкус, кольцо, окорок, пояс, ровесник, борец, брак, забор, заноза, конец, молодец, крыльцо, забава, кончик, позор.
6. Выделите из данного ниже списка слова, обладающие нулевым показателем. Обоснуйте своё решение и укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены:
Cтол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа.
Основная литература
1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.187-197.
2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.
3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.
Дополнительная литература
1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.
2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.
Практическое занятие9.