Этап – 20-70 годы 19 века - ранняя теоретическая классика (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс)

Огюст Конт (1798-1857) — французский философ и социолог, в вышедшей в 1842 г. работе «Курс позитивной философии» предложил термин, сохранившийся до наших дней, — «социология».

Социология – это дисциплина, изучающая общество как целое, с помощью рационалистических, а не метафизических, методов научного познания: наблюдения и эксперимента.

О.Конт сформулировал принципы социологии: принцип эмпиризма, принцип позитивизма, принцип физикализма.

Концепция О. Конта, получила название «позитивизм». Термин «позитивный» рассматривался О.Контом в пяти значениях:

1. реальный,

2. полезный,

3. достоверный,

4. точный,

5. положительный или организующий.

Структура социологической концепции О. Конта построенная по аналогии с физикой, состоит из двух разделов: «социальной статики» и «социальной динамики».

Социальная статика изучает общества «в состоянии покоя», принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем (семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство), а социальная динамика законы развития и эволюции социальных систем.

Основными законами социальной динамики являются «закон трех стадий» и «двойной эволюции». О.Конт подразделяет все факторы общественного развития на первичные (духовные) - приоритетные и вторичные (факторы естественной и искусственной среды). Особенности общественного развития зависят от «состояния человеческих умов», а вторичные факторы влияют только на скорость социальных процессов. Стадии развития человеческого разума О.Конт сопоставляет со стадиями исторической жизни, и выделяет: теологическую (до 1300 года), метафизическую (1300-1800 годы) и позитивную или научную стадии (после 1800 года).

Общество в концепции О.Конта предстает как система, состоящая из подсистем, а не из отдельных индивидов.

Социальная природа личности определяется характером общества, посредником между обществом и личностью является семья, которая предстает как элементарная единица общества.

Социологическая концепция Конта основана на идеале «порядка и прогресса», ее основная ценность заключается в обосновании необходимости научного подхода к изучению общества, выделения социологии как самостоятельной науки, познания законов общественного развития для осуществления позитивных общественных преобразований.

Творчество О.Конта лежит в основе эволюционно-органического направления в социологии, где эволюция общества рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.

Герберт Спенсер (1820-1903). Г.Спенсер представитель органицизма и эволюционизма в социологии, раскрыл свои основные идеи в работах «Основания социологии» 1876-1896 годов и «Социология как предмет изучения» 1903 года.

Он указывает на подобие биологических и социальных организмов и проводит ряд аналогий между ними:

1. эти организмы растут и развиваются,

2. переходят от гомогенности к гетерогенности,

3. усложнение структуры приводит к дифференциации их функций, которая сопровождается усилением интеграции между элементами.

Уподобляя общество биологическому организму, отдельные его части (государство, церковь, образова­ние и т.д.) он сравнивал с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Элементы общества, как и части организма, выполняют определенные функции и структурно взаимосвязаны.

Отличие социальных организмов от биологических заключается в том, что они состоят из относительно автономных элементов.

В социальном организме выделяют три системы жизнеобеспечения: производящую, распределяющую, регулятивную.

В ходе развития социального организма Г.Спенсер выделяет два этапа, две формы государственности:

1) примитивное или военное государство, основными характеристиками которого являются: милитаристские принципы образа жизни, цель социализации – воспитание воинов, подчинение личности коллективу, тотальная регламентация всех сторон жизни;

2) индустриальное государство, ориентированное на организацию экономической жизни, защиту частной собственности, политических прав и свобод личности, стабильного правопорядка. Социальный порядок поддерживается интегративными процессами, основанными на соразмерности выгод от услуг.

Г.Спенсер описывает типы кооперации, помогающие анализировать социальные связи внутри гражданского общества:

1) однородная или гомогенная (одинаковые усилия объединяются для одновременно осуществляемых целей),

2) не вполне однородная (одинаковые усилия объединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно),

3) гетерогенная (неодинаковые усилия объединяются для одинаковых целей),

4) гетерогенная (неодинаковые усилия объединяются для неодинаковых целей).

Общество, с точки зрения Г.Спенсера – это индивидуальная структура, которая в ходе эволюции должна обеспечивать для развития отдельного индивида все большие возможности.

Г.Спенсер отдавал приоритет индивидуальному биологическому организму перед социальным целым, которое не должно поглощать отдельную личность. С его точки зрения главная задача индивида – это самосохранение и адаптация к социальным системам.

При анализе законов общественного развития он придерживался позиций «социального дарвинизма». Социальное развитие основано на законе выживания наиболее приспособленных, где функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Г.Спенсер выступал против социальных революций, называя их болезнью организма. Признавал только эволюционный путь развития общества, который позволит сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции и является родоначальником функционального подхода.

Карл Маркс (1818-1883) создал концепцию материалистической социологии, которая опирается на следующие исходные принципы:

1. позитивизм (Отрицание метафизической реальности, изучение только эмпирически фиксируемых фактов, рассмотрение общества как объекта преобразовательных усилий человека.),

2. негативизм (Антагонистический способ мироотношения, отрицательное отношение к пути развития мировой цивилизации, к идеалистическим философским системам, к принципам христианской нравственности.),

3. социоцентризм (Социальное определяет индивидуальное, у личности нет права на нравственную автономию, как следствие нет необходимости для ее исследования, научный интерес направлен на исследование антагонистических классов.),

4. экономический детерминизм (Регулирование общественных процессов происходит с помощью социальной необходимости в форме материально-экономических интересов, характер экономического детерминизма определяет тип общества и своеобразие социальных отношений, на основе которых формируются общественные системы или общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм. Смена общественно-экономических формаций, последовательная и прогрессивная, совершается при возникновении противоречия способа производства общества, которое происходит из-за сдерживания развития производительных сил частным владением на средства производства. Ключевым экономическим процессом в классовом обществе является отчуждение определенных групп от результатов собственного труда, которое порождает конфликт классовых интересов, переходящий затем в классовую борьбу и социальную революцию. В результате происходит смена формаций.),

5. внеморальность (Конкретизация принципа негативизма, оправдывающая насилие как способ достижения политических целей. Насилие характеризует понятия классовой борьбы, революционного террора, пролетарской диктатуры).

Рассматривая социальную историю через смену формаций, К.Маркс анализировал ее через классовую борьбу, революции и войны. В ходе общественного производства возникает поляризация общества, классы характеризуются собственным социальным поведением и интересами, и находятся во взаимном отчуждении. Противоположность интересов вызывает классовое противоборство.

С точки зрения К.Маркса история создается вследствие взаимодействия институциональных структур и человеческих акций, поэтому ее можно рассматривать как результат активности людей. К.Маркс рассматривает человека как природно-общественное существо, а свободу человека он связывал с преодолением отчуждения от труда и от природы.

Наибольшее внимание К.Маркс уделяет изучению социальных общностей и наиболее перспективного, с его точки зрения, класса – пролетариата. При капитализме этот класс обречен на вымирание, по этому ему необходимо стремиться не к реформированию социальных отношений, а к обострению социальных конфликтов, к социальной революции, установлению диктатуры пролетариата и формированию бесклассового общества социальной справедливости.

Государство и право К.Маркс рассматривает как механизм власти, принадлежащей эксплуататорским классам. Государственные институты подавляют эксплуатируемые массы, право представляет собой волю эксплуататоров, принимающую форму закона. Роль пролетариата в ходе революции – разрушить буржуазную государственность и создать возможность для народного самоуправления.

К.Маркс рассматривал капиталистическое общество как кризисное, находящееся в стадии перехода к социализму. Обосновал принципы сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности. Его базовые идеи изложены в работах «Немецкая идеология» (1846), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1894)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: