Тест № 1 предназначен для проверки остаточных знаний по сущности и содержанию конфликта, как социально-психологического явления

1. Аврелий Августин Гиппонский Блаженный в работе «…………………………………….» определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель.

2. Авторитарный (жестко-директивный) стиль руководства усиливает ……………………………………. тенденции во взаимоотношениях членов группы.

3. Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои ……………………………………..

4. Биологические потребности человека включают в себя: физиологические потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.) и потребность в ……………………………………. (чувствовать себя защищен­ным, не испытывать страх, быть здоровым).

5. В конфликтологии существует три типа конфликтов: внутриличностные, ……………………………………. и зооконфликты.

6. В конце 50-х годов XX века немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «…………………………………….».

7. В начале 60-х годов XX века американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте - «…………………………………….».

8. В Новое время Жан Жак Руссо предложил хорошо известную теорию ……………………………………., суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга.

9. В середине ХХ века теория ……………………………………. конфликта стала основой книги Льюиса Козера "Функции социального конфликта", в которой автор обосновал и положительную роль конфликта.

10. В Средние века Фома Аквинский выдвинул тезис о необходимости «…………………………………….», т.е. санкции государства для ведения войны.

11. В работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: ……………………………………. и продуктивные.

12. Важнейшей особенностью конфликта является характер ……………………………………., за удовлетворение которой борется человек.

13. Важной характеристикой конфликта является его ……………………………………., т.е. острота противоречий и способов их урегулирования.

14. Важным показателем, характеризующим отношения сторон, является ……………………………………. их сил и его оценка сторонами.

15. Влияние на группу ……………………………………. высказываемых мнений сильнее, чем при сообщении их письменно или с помощью каких-либо технических средств.

16. Выделяют основных участников конфликта, группы ……………………………………., других участников.

17. Высшие потребности человека - реализация своих способностей, развитие собственной личнос­ти - наиболее полно способствуют ……………………………………. человека.

18. Высшие потребности человека включают в себя: познавательно-творческие (знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо новое), духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни), ……………………………………. и эстетические.

19. Георг Гегель усматривал причину конфликта в социальной ……………………………………. между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.

20. Депривация это состояние, для которого характерно ……………………………………. между ожиданиями и возможностями их удовлетворения.

21. Дихотомическое деление (на два противоречащих понятия) разводит все социальные конфликты на: ……………………………………. и вооруженные.

22. Завершение конфликта – переход к поиску ……………………………………. проблемы.

23. Иерархия причин социальной напряженности выгля­дит следующим образом: причины, связанные с ……………………………………. власти; причины, зависящие от состоя­ния экономики и общества.

24. Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его ……………………………………..

25. К конфликту может привести ………………………………. или ……………………………………. уровень притязаний.

26. К основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят: субъектов конфликта, взаимоотношения между ними, ……………………………………., состояние окружающей среды.

27. К.Боулдинг выделяет два типа качественного состояния групп: …………………………………….и гетерогенные (разнородные).

28. Каждая конфликтная ситуация имеет ……………………… содержание и …………………………… значение.

29. Категории - это основные наиболее общие, фундаментальные ……………………………………. науки, отражающие существенные стороны ее предмета.

30. Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные ……………………………………. конфликтов.

31. Конфликт - ……………………………………. противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

32. Конфликтная ситуация - система взаимосвязанных и взаимообусловленных ……………………………………. объективного и субъективного уровня.

33. Конфликтное поведение состоит из ………………………… направленных действий оппонентов.

34. Конфликтологи выделяют два типа групп с более высоким и более низким ……………………………………. организации.

35. Конфликтологи выделяют три основных группы ролей ребенок, ……………………. и взрослый.

36. Конфликтология - это наука, теория или междисциплинарная область научных исследований урегулирования, ………………… социальных конфликтов, противоречий, а также технологий их выявления и предотвращения.

37. Конфликты между отдельными личностями – …………………………………….; между отдельной личностью и группой - …………………………………….; между группами – …………………………………….

38. Кризис – это ситуация внезапного …………………………, требующая оперативных решений.

38. Личностно-функциональный характер причин конфликтов связан с неполным ……………………………………. работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

40. Ложный конфликт - это конфликт, не имеющий ……………………………………. оснований, возникающий на основе ложных представлений и недоразумений.

41. Лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить ……………………………………. между группами.

42. Малая социальная группа – это ………………… людей, находя­щихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья и т.п.

43. Медиатор - ……………………………………. в конфликте.

44. Межличностные конфликты служат средством ……………………….. человека, способствуют самоутверждению личности.

45. Межличностный конфликт - это ……………………….. между отдельными инди­видами в процессе их социального и психо­логического взаимодействия.

46. Мотив - это внутреннее состояние …………………………., побуждающее его к деятельности.

47. Мотивы сторон – это ……………………………………. к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

48. Непосредственный повод конфликта – это ………………… конкретных событий, приведших к конфликту.

48. Носитель ……………………………………. конфликта – отдельная личность.

50. Общественно-психологическая среда конфликта – это ……………………………………. тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт.

51. Объектом конфликтологии - являются социальные ……………………………………. и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах общества.

52. Организатор - лицо (группа), планирующее ……………………………………., намечающая его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и т.д.

53. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и ……………………………………. организаций, коллективов, групп.

54. Основная функция биологических потребностей - …………………………………….: обеспечить видовое и/или индивидуальное существование человека.

55. Основные формы завершения конфликта – разрешение, ……………………………………., затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

56. Основными объектами возникающих между социальными субъектами конфликтов выступают ресурсы, ……………………… и ценности.

57. Осознание конфликта является необходимым …………… для понимания собственных интересов, выявления вопроса спора, четкого определения целей и возможных путей их достижения в конфликтом противоборстве индивидов и групп.

58. Открытую стадию часто называют ………………………. конфликтом.

59. Отрицательно оценивали конфликты такие философы как ……………………………………. и ……………………………………..

60. Очаги высокой социальной напряженности класси­фицируются по следующим основаниям: источнику происхождения (социальные, экологи­ческие и т. п.); сфере возникновения и проявления (региональ­ные, внутриорганизационные, межорганизационные, со­циально-демографические и т. п.); ……………………………………. (предзабастовочное состояние, за­бастовочное состояние); продолжительности (краткосрочные, долгосроч­ные).

61. По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные; …………………………………….; длительные (продолжающиеся иногда годами и десятилетия­ми, такими нередко бывают государственные, национальные и рели­гиозные конфликты).

62. По отношению к участникам конфликта, он может выполнять ……………………………………. и деструктивные функции.

63. Под интересами понимаются желания и …………………… вовлеченных в спор сторон.

64. ……………………………………. - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту.

65. Позиция - это система ……………………………………. оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

66. ……………………………………. - лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами.

67. ……………………………………. - это строго нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.

68. Предмет конфликта – это ……………………………………. существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта.

69. Предметом конфликтологии - является изучение природы, ……………………………………., механизмов действия конфликтов в обществе, а также изучение природы, причин, механизмов функционирования конфликтов в обществе, а также разработка ……………………………………. их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения.

70. Прогноз – это ……………………………………., научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

71. Прогнозирование – это ……………………………………. на основе прогностических методик историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

72. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, ……………………………………., деятельности.

73. Психоз - глубокое расстройство ………………………, проявляющееся в нарушении отражении реального мира, изменении поведения и отношения к окружающим.

74. Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий: ……………………………………. стадия; открытая стадия; стадия завершения.

75. Разрешить конфликт - это значит: ………………………… конфликтную ситуацию, ……………………………………. инцидент.

76. Рефлексия (как техника работы с мыслью) - это интеллектуальный выход за пределы ……………………………………. и способность помыслить мысль или сознание.

77. Саморефлексия - это отражение человеком своего ……………………………., действия, чувств, с позиции внешнего наблюдателя.

78. Ситуативно-управленческий характер причин конфликтов обусловлен ……………………………………., допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

79. Согласно К.Боулдингу, субъектами конфликта могут выступать либо отдельные ……………………………………., либо состоящие из них общности, группы.

80. Согласно теории З.Фрейда преодоление ……………………………………. конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты.

81. Согласно теории потребностей А.Маслоу выделяется пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, ……………………………………., потребности в уважении, потребности самовыражения.

82. Содержательную попытку системного анализа конфликтов сделал Никколо Макиавелли в трактате «……………………………».

83. Социальная напряженность – это ………………............ конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

84. Социальная напряженность - это …………………………… этап широкомасштабного социального конфликта.

85. Социальная напряженность - явление многоуровне­вое и выделяют ……………………………………. уровня ее развития.

86. Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе …………………………… социально-психологических аспектов в каждом конфликте; с другой - на выделении ……………………………………. конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

87. Социальная среда конфликта представляет ………………………… общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон.

88. Социально-психологическое содержание конфликта во мно­гом определяет его ……………………………………. и развитие.

89. Социальные потребности человека включают в себя: потребность в при­надлежности к ……………………………………. (необходимость находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими), потребность уваже­ния (компетентность, достижение успехов, признание, автори­тет) и др.

90. Социальный конфликт представляет собой ……………………………………., в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

91. Среди исторических корней конфликта выделяют ……………………………………. споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

92. Среди множества причин конфликтов особо выделяются причины ……………………………………. и субъективные.

93. Среди существующих детерминант можно выделить три основных: социальные условия, которые вызывают расхождение интересов и целей; ……………………………………., определяющие уверенность в наличии этих расхождений (соответствующее восприятие, переживание, оценка и т.д.); агрессивные диспозиции, которые непосредственно провоцируют конфликтное поведение.

94. Стиль конфликтного поведения - ………………………… может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

95. Стиль конфликтного поведения …………………………… реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

96. Стиль конфликтного поведения …………………………… означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

97. Стиль конфликтного поведения …………………………… – наиболее часто применяемая стратегия.

98. Стиль конфликтного поведения …………………………… можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.

99. Стресс - это психическая …………………………………., особое состояние человека в период «перехода» или приспособления к новым условиям существования.

100. Структура психического воздействия выглядит следующим образом: ……………………………………. (оппозиция: партии, движения, группы к т. д.); способы воздействия (митинги, демонстрации, заба­стовки, слухи, пикетирование и т. п.); ……………………… (власти, администрация и население).

101. Структурно-организационный характер причин конфликтов заключается в несоответствии ……………………………………. организации требованиям деятельности, которой она занимается.

102. Субъективные причины конфликта начинают действовать тогда, когда ……………………………………. обстановка перерастает в конфликт.

103. Суть конфликтного поведения …………………………… заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

104. Существует два подхода к разрешению конфликта: тактики «………………………………» и «………………………………».

105. Существуют два типа эскалации конфликта: «………………………» и «укрупнение».

106. Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ……………………………………. взаимодействие двух людей.

107. Томас Гоббс в «…………………………………….» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми.

108. Труд - целесообразная ……………………………………. человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

109. Уровень организации конфликтующих субъектов - показатель ……………………………. и ……………………………………. их действий в процессе развертывания конфликтного противоборства.

110. Факт - это ……………………………………. наблюдаемого в опыте или событие, результат, процесс - это нечто реальное, противоположное вымышленному.

111. Фрэнсис Бэкон впервые представил анализ системы ……………………………………. социальных конфликтов.

112. Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть как положительную, так и ………………………………. роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть ……………………………………. и деструктивен в разные моменты своего развития.

113. Функционально-организационный характер причин конфликтов вызван ……………………………………. функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

114. Целевую структуру конфликта необходимо анализировать в четырех измерениях: предметном, отражающим сущность разногласий между конфликтующими сторонами (вопрос спора), за которыми стоят определенные мотивы получения желаемого результата; ……………………………………., отражающем интересы в области взаимоотношений участников конфликта; мотивационном, связанном с обоснованием своих действий или занимаемых позиций для себя и/или других; ……………………………………., определяющем методы анализа проблем и принятия решений.

115. Цель - это осознанный ……………………………………. предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

116. Ценности относятся к системе ……………………………………. человека: что правильно и ложно, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо.

117. Цицерон в трактате «…………………………………….» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

118. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия, ее называют ………………… конфликта.

119. Частые конфликты ведут к ……………………………… групповой сплоченности.

120. Эйфория - повышенное радостное ………………………, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: