«Античный театр — это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции.»
«Во времена своего расцвета античный театр, греческий и римский, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. (количество мест в театре было специально рассчитано таким образом, чтобы вмещать все свободное население города - собственное примечание). И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины—все это находило отклик у афинских драматургов.
Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга. Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать участие в управлении государством и широко пользоваться духовными ценностями, выработанными предыдущим развитием культуры. Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.» (Головня В. Б. История античного театра.).
Причины возникновения:
1. Особый характер религии (боги не учат морали, см. билет 4).
2. Культ бога Диониса. 4 раза в год устраивались праздники в честь Диониса. 2 раза в год – Великие Дионисии. К праздникам стали писать специальные драматические произведения. Дионисийские оргии устраивались на холме (отсюда форма театра)
3. Психологическая подготовка – наличие народного собрания, создавшего психологическую готовность к коллективному обсуждению важнейших человеческих проблем, к общему собранию.
Социальные функции:
· Театр – место формирования гражданина.
· Театр – место, где человек должен был испытать катарсис – эмоционально-чувственное очищение.
· Театр – место обсуждения общественно важных проблем, выраженных в художественной форме.