Стилистические функции заимствованных слов, архаизмов, историзмов и неологизмов

Задание 1. Найдите в тексте исконно русские слова и заимствованные. Определите, из каких языков эти заимствованные слова. С какими причинами могло быть связано заимствование этих слов?

Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень краси­вым, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались зате­рянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных забо­ров; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движение народа и живности. Попадались почти смятые дождем вывески с кренделями и сапо­гами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»; где нарисован был бильярд с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Игроки были изображены с прицелившимися киями, несколько вывороченными назад руками и ногами, только что сделавшими на воздухе антраша. Под всем этим было написано: «И вот заведение». Кое-где просто на улице стояли сто­лы с орехами, мылом, пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисо­ванною толстою рыбою и воткнутою в нее вилкою. Чаще всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже замене­ны лаконической надписью: «Питейный дом».

Задание 2. Выпишите архаизмы и историзмы. Укажите, с какой целью они употреблены. Объясните их значение.

Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от при­казных и от разного чинов людей в торгах и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение. Милосердуя, он, государь, об них указал: во вся­ких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах... ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, - кого они меж себя похотят...»

Задание 3. Найдите индивидуально-авторские неологизмы и определите способы их образования.

а)... Вновь оснежённые колонны, Елагин мост и два огня...

б)... Да, я омашиниваю человека, если уж так хотите выразиться...

в) Когда я вылез из палатки, мои соночлежники оставались в ней.
Задание 4. Укажите диалектизмы. К собственно-лексическим диалек­тизмам подберите общелитературные синонимы.

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

-Я на конюшне или в воловне ночевать вам не обязан! Нечего на меня
шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры - подите, верните быков!...

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

-Агафон, бери троих быков и шибко рысью через балку заходи с правого
фланга, а я обойду их слева.

Задание 5. Используя экзотизмы, составьте рассказ о жизни высокогорной кавказской деревни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: