Специфика художественного текста: основные признаки и категории. Реклама как художественный текст

Сущностные признаки худож и нехудож коммуникации

· Присутствие / отсутствие непоср связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека.

· Отсутствие / наличие эстетич функции.

· Отсутствие / наличие подтекста.

· Установка на однозначность / неоднозначность восприятия.

· Установка на отражение реальной / нереальной действительности.

Структуре худ произвед св-на многоплановость. Выдел авт речь, прям, несобственно-авт и несобственно-прям.Ф-ции:коммуник, эстетич. Эмоц-ть и экспресс-ть стиля худ лит-ры создается при помощи ед-ц почти всех уровней яз сист.
Яз худ лит-ры. Статус худ речи: отношение худ конструкц к естеств яз-ку. Специфика худ речи:1. Стилистич ф-ция структуры поэтич текста пред собой перемен величину, завис от структ особ-тей поэтич текта. Структура поэт текста в плане ее лингвист выражения сост из фон, морф, лекс и синт уровней.2. стихотв- сложно построен смысл. 3. Список лит-ры- это не т. Ис-во слова, это ис-во преодоления слова, приобретения словом особ легкости от того, в как словосочет входят слова. Сист худ речи: поэзия и проза(ритм орг-ция текста, рифмы, особ-ти сюжетно-композ орг-ции, верт и гориз контексты). Образ в худ речи: образ-индикатор(прям знач слова), -троп(перенос знач), -символ(обобщ знач на базе част переносн). Осн катег:1. Образ автора- идейно-композ стержень худ произвед, вокруг кот организ его яз и композ эл-ты, благодаря кот они приобр целесообр-ть и свое идейно-эстет назначение. 2. Точка зрен- мнение, опред взгляд на вещи. 3. Хронотоп- времяпространство, неразрыв связь времени и пр-ва в худ тексте и концепт картине мира. 4. Фабула- совок-ть изображ в произв событий. 5. Сюжет- события в их послед-ти, движении, развитии. Автор в рекл тексте: авт-рекламодатель, специалист, журналист,профессионал.

Художественный текст сроится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный - по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия - на эмоциональную сферу

· различаются эти тексты и по функции - коммуникативно-информационной (нехудожественный текст) и коммуникативно-эстетической (художественный текст).

· Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ здесь конечная цель творчества, В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу художника (художественная литература - вид искусства);, а для художественного - образно-эмоциональная, неизбежно важна субъективная сущность фактов, явлений. Получается, что для художественного текста форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения иного, другого содержания, например, описание пейзажа может оказаться не нужным само по себе, это лишь форма для передачи внутреннего состояния автора, персонажей.

· Поскольку в художественном тексте господствуют ассоциативные связи, то художественное слово оказывается практически понятийно неисчерпанным. Разные ассоциации вызывают разные «наращения смысла» (термин В.В. Виноградова). Даже одни и те же реалии предметного мира могут восприниматься разными художниками по-разному, вызывать разные ассоциации. Символы – разные значения для поэтов. Для художественного текста важен не столько предметно-понятийный мир, сколько представление - наглядный образ предмета, возникающий в памяти, в воображении. Именно представление - переходное звено между непосредственным восприятием и понятием.

· С точки зрения структуры и функции высказываний тексты нехудожественные и художественные также заметно различаются. Конструктивную роль в нехудожественных текстах признаны выполнять структуры рационально-логические, а в художественных текстах - эмоционально-риторические. Посл соотносят текст с с интерпретацией действительности.

· Роль эмоционально-риторических структур характерна для текстов художественных, хотя она вполне ощутима и в текстах массовой коммуникации (в частности - в газетах), где принципиально важна установка на воздействующую функцию речевых средств и текста в целом.

Итак, образность и эмоциональность - главное, что отличает текст художественный от нехудожественного. Именно поэтому представляется необходимым более подробно остановиться на понятии «словесный образ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: