Текст как система и структура.Интерпретация текста

Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются цельность и связность (Т. М. Николаева)

«Создатели слова «текст» имели в виду ткань, хотя мне точно неизвестно, какую именно». К.Бюлер

«Основная особенность текста, отличающая его от бессвязного набора фраз, - повторение одинаковых или семантически близких понятий в абзаце». В любом связном тексте мы обнаружим многочисленные и разнообразные виды повторяющихся семантических элементов. Вполне очевидно, что элементы этих линий, или семантических цепочек, не только пронизывают весь текст, но и вступают в определенные связи и отношения друг с другом, разветвляясь, пересекаясь… Левицкий «Лингвистика текста»

У.Эко: «художественное произведение – это галактика, это вселенная».

Ролан Барт: Текст сплошь соткан из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры. Всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так, что у текста есть какое-то происхождение: всякие поиски «источников» и «влияний» соответствуют мифу о филиации произведений, текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат - из цитат без кавычек.

Интерпретация. 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержат, знания; 2) в гуманитарном знании истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания.

Интерпретация – работа мышления, кот.сост.в расшифровке смысла,стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении. (Рикер)

Основные подходы к интерпретации:

Герменевтическая интерпретация текста – в основе представление о тексте как объективации духа («индивидуальность», «жизнь», «внутренний опыт», «объективный дух» и пр.), где целью явл.постижение смысла текста как сообщения, адресованного потенциальному читателю.

Текст познается, постигается через свое отношение к знаку. Произведение замкнуто, сводится к определенному означаемому. Этому означаемому можно приписывать два вида значимости: либо мы полагаем его явным, и тогда произведение служит объектом науки о буквальных значениях (филологии), либо мы считаем это означаемое тайным, глубинным, его нужно искать, и тогда произведение подлежит ведению герменевтики, интерпретации. Получается, что все произведение в целом функционирует как знак; закономерно, что оно и составляет одну из основополагающих категорий цивилизации Знака.

Стуктурно-семиотическая интерпретация – понимание текста как совокупности определенным образом взаимосвязанных элементов, где цель – расшифровка кода, обусловливающего взаимодействие знаков.

Логика, регулирующая Текст, зиждется не на понимании (выяснении, «что именно значит» произведение), а на метонимии; в выработке ассоциаций, взаимосцеплений, переносов находит себе выход символическая энергия; без такого выхода человек бы умер. Текст всецело символичен. Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не просто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множественность смысла как таковая - множественность неустранимая, а не просто допустимая.

Результат интерпретации – текст о тексте (метатекст).

Метаязык – язык, используемый для описания яз.выражений.

Как известно, в современной постсерийной музыке роль «исполнителя» разрушена - его заставляют быть как бы соавтором партитуры, дополнять ее от себя, а не просто «воспроизводить». Текст как раз и подобен такой партитуре нового типа: он требует от читателя деятельного сотрудничества. Это принципиальное новшество - ибо кто же станет исполнять произведение?

В средостении того образа литературы, что бытует в нашей культуре, безраздельно царит автор, его личность, история его жизни, его вкусы и страсти; Во Франции первым был, вероятно, Малларме, в полной мере увидевший и предвидевший необходимость поставить сам язык на место того, кто считался его владельцем. "; суть всей поэтики Малларме в том, чтобы устранить автора, заменив его письмом, - а это значит, как мы увидим, восстановить в правах читателя. Валери суть литературы - в слове, всякие же ссылки на душевную жизнь писателя - не более чем суеверие.

Барт «Смерть автора»: Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение" Автора-Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. внутренняя "сущность", которую он намерен "передать", есть не что иное, как уже готовый словарь, где слова объясняются лишь с помощью других слов, и так до бесконечности. Коль скоро Автор устранен, то совершенно напрасным становятся и всякие притязания на "расшифровку" текста. Присвоить тексту Автора - это значит как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо. если Автор найден, значит, текст, "объяснен", структуру можно прослеживать, "протягивать" (как подтягивают спущенную петлю на чулке) [1] во всех ее повторах и на всех ее уровнях, однако невозможно достичь дна

Так обнаруживается целостная сущность письма: текст сложен из множества разных видов письма, происходящих из различных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора, однако вся эта множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель. Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель - это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст. Теперь мы знаем: чтобы обеспечить письму будущность, нужно опрокинуть [2] миф о нем - рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора.

читатель важнее автора. Именно он сводит все нити текста воедино.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: