Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Сравните систему стилистических помет в толковых словарях русского и английского (или другого изучаемого) языков. Определите характер различий. Сделайте выводы о стилистической информативности этих словарей относительно языковой и стилистической норм.

ДЛЯ СПРАВОК: Коннотация в словаре

Функционально-стилистические пометы: разг., прост., грубо-прост., книжн., спец., научн., общенауч., офиц., офиц.-делов., канц., газетн., публиц., поэтич., народно-поэтичн., орат.;

эмоционально-оценочные пометы: бран., ирон., неодобр., шутл., презр., пренебр., укоризн., почтител., ласк.;

экспрессивные пометы: высок., ритор., торж., фам., вульг.

Задание 2. Определите стилистические недочеты и речевые ошибки в предложенном тексте. Сделайте различные виды правки текста. Отредактируйте текст, используя основные корректурные знаки.

[1]18 ноября в ДКД, в частном клубе “Blak & White” состоялся финальный тур “Студенческих игр 2001”, которые были организованы Радио “Maximum”.

[2] Первый этап игр проводился две недели каждый будний день в радиоэфире встречались две команды из разных вузов города. Они соревновались в трех конкурсах и по их итогам, голосованием слушателей выбиралась лучшая команда. Именно она шла на второй этап студенческих игр.

[3] Таким образом, в финальном туре оказа лось десять командиз ПГУ, ПГТУ, ПГПУ, ПГМА и ПГСХА.

[4] Политех представляли на этом конкурсе две команды: группы с механико-технологического (ТМС-00-2) и гуманитарного факультетов (СО-98). Механики добрались до предпоследнего коонкурса и были в четверке лучших, а гуманитарии поборолись за первое место (Из газеты ПГТУ «Профком news». 2001. № 3).

       
   
 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Виды правок [4]

Правка-вычитка -1) корректорская вычитка, завершающая подготовку оригинала к печати; 2) правка-вычитка – сличение текста с оригиналом; устранение технических погрешностей (опечаток и ошибок); выбор орфографии, транскрипции, пунктуации и пр.; сверка рубрик текста с оглавлением, проверка нумерации глав, параграфов и пр. Шрифтовые выделения оригинала сохраняются.

Правка-сокращение -доведение рукописи до установленного объема (знаков, строк, листов) за счет устранения растянутостей, повторов, однотипных фактов и мелких подробностей, изложения предыстории, побочных тем, «общих» вопросов и пр. Виды сокращения: 1) упрощение с потерей информации (исключение тривиальной и второстепенной информации); 2) сокращение без потери информации (сужение плана выражения при сохранении плана содержания).

Правка-обработка – устранение погрешностей в композиции рукописи, фактических и логических ошибок, стилистических и грамматических недочетов.

Правка-переделка – подготовка к печати рукописи автора, слабо владеющего литературным языком (письма в газету, воспоминания и пр.), с сохранением его стиля.

Задание 3. Приведите примеры стилистических недочетов в местных СМК.

Задание 4. Проанализируйте любое рекламное издание, основной корпус которого составляет реклама в виде объявлений. Определите типичные стилистические недочеты, характерные для данного жанра.

Задание 5. Определите тип ошибок в предложениях, написанных коми-пермяцкими детьми. Укажите причину ошибки. Какие нормы нарушаются в данных текстах?

1) По небу медленно плывут облака, слегка озаренными первыми лучами солнца. 2) В этой ведре была вода. 3) Молодежь стремятся к новой жизни. 4) Море вспенилось от массы птиц, бросивших в воду. 5) Деталь сделан из стали. 6) Маша и Гринев поехали Оренбург, но на пути были задержаны. 7) Он попросил всех уйти и остался один на один. 8) Добросклонов не искал легкой руки. 9) С горы, которые пестрели цветами, виднеются леса и луга. 10) Пушкин написал много стихов, которых посвятил своим друзьям. 11) Щенок на все старания никак не смог вылезть из воды. 12) Судьи призывали его, но он твердо и спокойно продолжал свою речь. 13) Ни одна мать не ухаживала ребенком, как ухаживал Герасимбеспризорной собачкой. 14) Небольшое селение, приютившее на дальней речкой в бору, тонуло в каком-то особенном сумраке.

ДЛЯ СПРАВОК: Основные типы речевых ошибок

школьников [5]

Лексические ошибки: 1) употребление слов в несвойственном им значениях (Началась гражданская интервенция, Художник нарисовал репродукцию); 2) нарушение семантической сочетаемости (Летом и осенью сорок первого года фашисты строили налеты на Москву; Во всем мире проходят лозунги за мир); 3) неустраненная контекстом многозначность (У него еще нет понятия нормы; Это предложение надо оставить); 4) смешение паронимов (Зина поступила в подпольную организацию; К службе Чацкий относился честно и добровольно); 5) лексический анахронизм (Лиза была домработницей в доме Фамусова; Печорин получил путевку на Кавказ); 6) неправильное словотворчество (Мне нравится его прямота и остроумность; Наташе очень хотелось, чтобы все почувствовали очаровательство природы).

Фразеологические ошибки: 1) смешение близких по значению компонентов фразеологизмов (Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение); 2) анахронизм при использовании устойчивых сочетаний (После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел; Дворовых заставляли работать и по выходным дням; У бабушки Ненилы были плохие жилищные условия); 3) несоответствие значения фразеосочетаний контексту (Отец Павла Власова посвятил свою жизнь побоям жены).

Морфологические ошибки: 1) образование форм множественного числа существительных, имеющих только единственное число (У наших писателей выражены преданности идее; У них все время происходят брани); 2) ошибки в образовании падежных форм существительных (Рахметов был обыкновенным юношем; А сколько построено фабриков; Свободных местов в зале не было); 3) ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных (Алеша Попович более моложе, чем все остальные богатыри; Это был самый умнейший человек своего времени; Эти частицы еще более мельче молекул); 4) ошибки в образовании местоимений (Ихнее поместье продавалось за долги); 5) ошибки в образовании глагольных форм (Душа Катерины жаждает любви; Мы хочем пойти в лес); 6) ошибки в образовании деепричастий (Деревья, почувствуя приход весны, распускаются; Моя мама, работав на фабрике, одновременно учится в институте).

Синтаксические ошибки: 1) ошибки на согласование (Наше правительство заключают мирные договоры; Автором раскрыто важные факты; Крестьянство боролись против гнета помещиков); 2) ошибки на управление (Иной бы примирился и к такой жизни; Ниловна начинает гордиться за Павла); 3) смешение краткой и полной форм прилагательных (Все были готовые к походу; Он был недовольный его поведением); 4) нарушение видовременной соотносительности глаголов (Когда мать узнает, что ее сын читает запрещенную литературу, у нее появился страх за нее); 4) дублирование подлежащего (Лопухов и Кирсанов они типичные демократы-разночинцы); 5) смешение прямой и косвенной речи (Володя ответил, что не я сделал это).

Задание 6. Определите те стилистические ошибки, которые являются типичными для школьных сочинений.

Задание 7. Согласны ли Вы с утверждением Сомерсета Моэма: «Норма - это то, что встречается довольно редко». Аргументируйте ответ.

Задание 8. В публицистическом тексте (тема 4 задание 2, 10; тема 9 задание 6) определите стилистические достоинства изложения. Соотнесите их с постулатами (максимами) принципа кооперации Г. Грайса.

ДЛЯ СПРАВОК: Максимы Г. Грайса [6]

Максимы количества: 1) Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. 2) Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Максимы качества: 1) Не говори того, что считаешь ложным. 2) Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максимы отношения: Не отклоняйся от темы.

Максимы способа: 1) Избегай непонятных выражений. 2) Избегай неоднозначности. 3) Будь краток. 4) Будь организован.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Стилистические достоинства изложения [7]:

1) простота - прямая последовательность изложения; 2) ясность - предсказуемость, ожидаемость последующих элементов; 3) точность - совпадение совпадения называния автором и восприятия читателем понятий и представлений; 4) связность - наличие в близлежащих отрывках текста общих языково-понятийных элементов; 5) понятность - возможность определить смысл, в котором употреблено слово; 6) доходчивость - возможность преодолеть «препятствия» при восприятии; 7) правильность - соответствие норме; 8) чистота и благозвучие – отсутствие элементов, несвойственных данному строю языка (М. Д. Феллер).

Задание 9. Найдите стилистические погрешности и недочеты в настоящем учебном пособии.

Задание 10. Сделайте сопоставительный анализ речей первых лиц государства разных лет. Проследите динамику изменения стилистической нормы. Определите индивидуальные особенности стиля каждого государственного деятеля. Какой из стилей наиболее близок вам? Однако следует учесть, что речи П. А. Столыпина, И. В. Сталина и В. В. Путина подвергались редакторской правке, тогда как речи В. С. Черномырдина представлены в стенографическом варианте.

А

Я буду просить позволения не отвечать на другие слышанные тут попреки. Мне представляется, что, когда путник направляет свой путь по звездам, он не должен отвлекаться встречными попутными огнями. Поэтому я старался изложить только сущность, существо действий правительства и его намерений. Я думаю, что, превращая Думу в древний цирк, в зрелище для толпы, которая жаждет видеть борцов, ищущих в свою очередь соперников для того, чтобы доказать их ничтожество и бессилие, я думаю, что я совершил бы ошибку. Правительство должно избегать лишних слов, но есть слова, от которых в течение столетий усиленно бились сердца русских людей. Эти чувства, эти слова должны быть запечатлены в мыслях и отражаться в делах правительства. Слова эти: неуклонная приверженность к русским историческим началам в противовес беспочвенному социализму... Вот, господа, все, что я хотел сказать. Сказал, что думал и как умел (П.А. Столыпин. Речь, произнесенная в Государственной думе 6 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В. Маклакова).

Б

1) У нас имеются в партии люди, которые спят и видят, что открылась общепартийная дискуссия. У нас есть люди, которые не мыслят партию без дискуссий, которые претендуют на звание профессиональных дискуссантов. Подальше от нас этих профессиональных дискуссантов! Нам нужна теперь не надуманная дискуссия и не превращение нашей партии в дискуссионный клуб, а усиление нашей строительной работы вообще, усиление индустриального строительства в особенности, укрепление боевой и сплоченной, единой и нераздельной партии, твердо и уверенно руководящей нашей строительной работой. Тот, кто добивается нескончаемых дискуссий, тот, кто добивается свободы фракционных группировок, – тот подрывает единство партии, тот подкапывается под мощь нашей партии (И.В. Сталин. Доклад активу ленинградской организации о работе пленума ЦК ВКП(б) 13 апреля 1926 г. «О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии»).

2) Зиновьев хвастал одно время, что он умеет прикладывать ухо к земле, и когда он прикладывает его к земле, то он слышит шаги истории. Очень может быть, что это так и есть на самом деле. Но одно все-таки надо признать, что Зиновьев, умеющий прикладывать ухо к земле и слышать шаги истории, не слышит иногда некоторых «мелочей». Может быть, оппозиция и умеет, действительно, прикладывать уши к земле и слышать такие великие вещи, как шаги истории.

Но нельзя не признать, что, умея слышать великолепные вещи, она не сумела услышать ту «мелочь», что партия давно уже повернулась спиной к оппозиции, а оппозиция осталась на мели. Этого они не услышали. Что же из этого следует? А то, что у оппозиции, очевидно, уши не в порядке. Отсюда мой совет: уважаемые оппозиционеры, лечите свои уши! (И.В. Сталин. Заключительное слово по докладу «О социал-демократическом уклоне в нашей партии» 3 ноября 1926 г.)

В

1) У нас с вами один выбор – либо вместе двигаться вперед, либо, обнявшись, как заклятые друзья, прямым ходом упираемся в очередной исторический тупик. Убежден, ни стране, ни россиянам не нужны сегодня ни вотумы доверия или недоверия, ни бесконечная череда выборов и перевыборов, ни политическое противостояние, ни политические амбиции. Народу и стране нужны сегодня результаты. Ввяжемся в драку – провалим следующий да и будущий годы. Кому это нужно? Кто в этом… У кого руки чешутся? У кого чешутся – чешите в другом месте.

2) Как крупный советский руководитель, хозяйственник, я в этом сегодня убежден, что курс, которым идет сегодня страна, Россия, правильный. А вот курсом, которым мы шли 70 лет, которым шли... Да, мы шли… и я, между прочим, здесь, как ни говорится, не тот человек, который не участвовал в процессах. Да, я участвовал. Я, кстати, все прошел. И я этом, как понимая, куда мы зашли, я убежденный сторонник, что другого курса не может быть.

3) Григорий Алексеевич, ну вы экономист. Я уже не в первый раз слышу вас вот здесь, в Государственной думе. Ну если вы знаете, где не утекают, как утекают. Ну приходи, Григорий Алексеевич. Без обиды. Вы на самом деле экономист уважаемый. Мы вас ведь давно знаем. Вы и в советском правительстве работали и были заместитель председателя правительства. Ну чего ты голову морочишь людям здесь? Ну чего? Вы можете нас не уважать, как Черномырдина, Чубайса, Петрова-Иванова. Но нас нельзя не уважать как людей, которые что-то знают и понимают. Ну зачем же вы так? (В.С. Черномырдин. Из отчета о работе правительства за девять месяцев Государственной думе. 8 октября 1997).

Г

В посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Во исполнение предложений, содержащихся в Послании последнего (2005) года, был принят ряд законов, совершенствующих и нашу политическую систему. В частности, законы об Общественной палате, о парламентском расследовании, об участии победившей на региональных выборах партии в наделении полномочиями глав субъектов федерации. Принято также решение о совершенствовании отношений между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

Планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в этой связи отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно: низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. И понятно почему.

С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.

"Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага". Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал - Франклин Делано Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год. Это было сказано на выходе из Великой депрессии.

Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом.

Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле (Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 г.).

Задание 11. В диалектном (тема 3 задание 2 [6]) и разговорном (тема 3 задание 2 [1-5, 7]; тема 8 задание 1) текстах определите случаи нарушения литературной нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: