Язык духовного (церковного) общения

Язык духовного (церковного) общения как стилистически устойчивый вариант языка. Религиозно-проповеднический стиль как разновидность русского литературного языка. Основная функция религиозно-проповеднического стиля, его разновидности. Языковые особенности религиозно-проповеднического стиля. Жанровая природа религиозно-проповеднических текстов: богослужения (проповедь, акафист, псалом) и богословская литература (библия, жития святых, духовные стихи, церковные гимны, притчи, легенды, апокрифы, поучения и пр.).

Церковный раскол (XVII в.) и языковые проблемы религиозно-проповеднических текстов. Языковые особенности сектантских (молокане, баптисты, духоборы, хлысты, адвентисты, пятидесятники и др.) и старообрядческих религиозно-проповеднических текстов.

Особенности коммуникативного поведения миссионеров и функционирование религиозно-проповеднических текстов в условиях современной действительности. Языковые особенности «миссионерских» религиозно-проповеднических текстов. Использование элементов религиозно-проповеднического стиля в других стилях.

Доминантный язык в массовом и личном духовном общении.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Религиозно-проповеднические жанры

Акафист – хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Исполняется стоя. Состоит из 25 чередующихся песнопений – последовательно чередующихся 13 кондаков, которые завершаются возгласом «Аллилуйя», и 12 икосов, которые завершаются возгласом «Радуйся».

Апокриф – тексты религиозного содержания, но не признаваемые церковью священными; те, которые не входят в канон.

Проповедь – публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному писанию, наставления социально-нравственного характера.

Псалом – молитвенные песнопения, покаянные гимны, стихотворения исторического содержания.

Список литературы

1. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. – Л., 1995.

2. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская Список литературы. – М., 1992.

3. Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений Святого Иоанна Златоуста. В 12 т. – М., 1991; Т.1 в 2 кн., Т.2. Кн. 2. 1993.

4. Исенина Е. И. Мышление и язык П. А. Флоренского // Мышление и текст. – Иваново, 1993.

5. Каргалицкий Ю. В. Текст священного писания в проповедях Феофана Прокоповича // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 1997. – Вып. 5. – Т. 56.

6. Крысин Л. П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского языка // Стилистика. Поэтика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. – М., 1996.

7. Курилов А. С. Русские филологи XVIII века. О роли христианства в судьбе древнейшей нашей словесности // Филологические науки, 1994. – №1-3. 1995. – №2.

8. Опыт построения исповеди. – Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993.

9. Перцова Н. Н. Символика бытия у П. Флоренского и В. Хлебникова // Знак. Сб. статей по лингвистике, семиотике и поэтике. – М., 1994.

10. Сумникова Т. А. Об исповедании веры киевского митрополита Иллариона // Филологический сборник (к 100-летию со дня рожд. В.В. Виноградова). – М., 1995.

11. Шишков А. С. Рассуждение о красноречии Священного писания… Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.

12. Шкловский В. Б. О поэзии и заумном языке // Шкловский В. Б. Гамбургский счет. – М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: